Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

02.08.202118:08

Экспертное сообщество

Основы ценовой политики

Основы ценовой политики
27 Декабря 2010, 00:00
Текст:
Михаил Гельвановский, гендиректор Национального института развития при отделении Общественных наук РАН
Версия для печати

Главная стратегическая задача развития российской экономики – повышение ее конкурентоспособности. Достижение этой цели является залогом успеха на пути превращения нашей страны в ведущую державу мира.

Однако здесь существует серьезная проблема, вызванная субъективными причинами. Вопреки вполне здравой позиции государственных структур и предпринимателей, в России массивная пропаганда вульгарного либерализма исходит из всемогущества рынка и, по сути, отвергает какое бы то ни было вмешательство государства в процесс ценообразования.

Утрата квалифицированных специалистов в области ценообразования, ставшая следствием разрушения инфраструктуры государственных органов ценообразования, привела к потере методик определения затрат на производство продукции, которая имеет весьма серьезные отраслевые особенности. Не имея четкого представления о затратной базе, трудно формировать как цены на отдельные товары, так и политику ценообразования в целом.

Важно понять, что «непрозрачность» ценовой среды создает условия, когда получаются доходы, которые реально никто не считает, и, по сути дела, идет тихое ограбление страны. Масштабы проблемы достаточно большие: треть предприятий работают с убытком, при этом официально дотаций они не получают. Существует совершенно очевидная материальная заинтересованность в непрозрачности ценовой среды, которая является одной из важнейших основ тотальной коррумпированности, а, следовательно, и криминализированности хозяйственной системы страны.

Российская власть предпринимает отдельные шаги по созданию адекватной и продуманной системы регулирования цен. Одним из примеров попытки такого наведения порядка в ценовой сфере страны можно считать деятельность Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов. Представим домостроительный комбинат. Сколько у него смежников? Все они должны работать по весьма жесткой технологической схеме, обязаны строго соблюдать технологические нормы и стандарты. И здесь как у производителей и поставщиков, так и у потребителей продукции часто бывает весьма ограниченное поле для маневра при выборе не только  номенклатуры используемых материалов, но и их типоразмеров. Так что «невидимая рука рынка», на которую обычно ссылаются либералы, вряд ли способна в строительной отрасли расставить все по своим местам, поскольку несоблюдение нормативных и технологических требований к продукции домостроительного комбината может привести, в том числе и к весьма печальным последствиям. Ясно, что деятельность   Федерального центра ценообразования в строительстве направлена прежде всего на то, чтобы обеспечить соблюдение конкретных интересов реальной экономики: как строителей, так и конечных потребителей их продукции.

Сегодня уже многим ясно, что в России остро назрела необходимость разработки полноценной государственной ценовой политики. Это вовсе не означает, что все будет зарегулировано и на каждую цену, как в бывшем СССР, нужно будет спрашивать разрешение у государства. Разумеется, вначале нужно будет решить, где и как государство должно активно вмешиваться и регулировать, а где оно просто должно быть просто внимательным наблюдателем.  

Очень важно подчеркнуть: государственная политика цен – это часть государственной экономической политики в целом. Она должна быть, прежде всего, ориентирована на реализацию долгосрочной программы социально-экономического развития страны в целом. Ценовая политика развивает и конкретизирует положения государственной экономической политики в области ценообразования. Поскольку ценовая сфера России является отражением ее экономики, то важно остановиться на характеристике самой экономики с точки зрения оценки особенностей действующих в ней цен.

Прежде всего, необходимо отметить ряд общеэкономических причин, повлиявших на характер наших национальных цен. Это распад единого народнохозяйственного комплекса, который вызвал хозяйственные диспропорции, либерализация внешнеэкономической деятельности, которая привела к резкому обострению конкуренции на нашем внутреннем рынке и угнетению отечественной промышленности, а также фактически отказ государства от регулирования внутреннего рынка, что вызвало рост экспортно-сырьевого сектора и практический уход наших предприятий обрабатывающей промышленности с мирового рынка. К этому следует добавить резкое снижение финансирования предприятий оборонного комплекса, которые, как известно, в значительной мере были предприятиями двойного назначения и выпускали также и гражданскую продукцию.

Все это в целом и привело к сильному перекосу в сторону экспорта сырья и энергоносителей. Наша экономика работает, по сути дела, на внешний рынок, и внутренние цены в значительной степени игнорируют потребности нашей хозяйственной системы, не обеспечивая главного – ее нормального воспроизводства. Поэтому перед правительством стоит главный вопрос: как повернуть экономику на путь инновационного развития, снизив ее ненормально высокую зависимость от мирового рынка? На это и должна быть сориентирована национальная система цен – обслуживать собственную хозяйственную систему, а не потребности мировой экономики.

Для этого необходимо прежде всего отказаться от приоритета внешнего спроса и ориентации на мировые цены во внутреннем ценообразовании. Такая ориентация, по существу, означает, что у нас собственного рынка нет, если мы берем чужие цены. Альтернативой всем этим странностям предлагается на основе балансового метода сформировать собственную базу цен, отражающих возможности и потребности нашего собственного внутреннего рынка. Ну и, конечно, все это должно быть реализовано в комплексе, имея в виду единство ценовой, бюджетной, кредитной, таможенной и валютной политики. Именно таким образом мы смогли бы реализовать те стратегические задачи, которые должны быть поставлены в нашей национально-государственной конкурентной стратегии развития страны.

В целом мы должны создать систему, которая позволила бы нашей экономике работать как единый народнохозяйственный комплекс, обеспечивающий потребности страны, но не на жесткой плановой, а на рыночной основе. Необходимо чтобы эффективным был свой собственный рынок, а не чужой. Причем, мы должны учитывать особенности достижения высокой конкурентоспособности на каждом уровне: товарном, корпоративном и общенациональном.

Общие подходы к формированию государственной политики цен

Здесь следует выделить два императива. Первый – это полномасштабное развитие рынка, рыночных механизмов, которые, к сожалению, сегодня не развиты, но которые при правильном их развитии действительно могут создать условия для мощного повышения эффективности национальной экономики, хотя далеко не везде и не всегда.

Второй императив – как раз обеспечение тех сфер, где рынок «не дорабатывает», или тех случаев, где он вовсе «не работает», действуя в деструктивном направлении. Другими словами, это развитие регулятивной функции государства, компенсирующей недостатки рыночных механизмов там, где они «недорабатывают», а также формирование правильно поставленного государственного ценообразования там, где рынка нет и быть не может.

Внутренними целями государственной политики цен должно стать достижение сбалансированности цен и доходов, что обеспечит гармоничное воспроизводство не только у конечных потребителей (населения), но и у производителей (стимулирование роста эффективности и снижения затрат, повышения качества, недопущение получения избыточных доходов).

К внешним целям государственной политики цен можно отнести содействие углублению международной интеграции, прежде всего, с дружественными странами; более активному использованию конкурентных преимуществ в системе международного разделения труда, а также создание механизмов, исключающих зависимость от конъюнктуры мировых рынков.

Основные направления и ориентиры государственной политики цен

Прежде всего, это восстановление воспроизводственной функции цен. У нас сегодня из цен исключен целый ряд нужных элементов. Здесь важно отметить, что в наши дни практически отсутствует адекватная потребностям отраслевая наука, призванная обеспечивать инновационное развитие. А для нас придание ценам стимулирующей функции в целях ускорения технического развития и роста эффективности производства является серьезной задачей. Рынок с этим пока не справляется.

Крайне важна ориентация цен на реализацию закрепленного в Конституции страны статуса России как социального государства. Ясно, что социальная стабильность (это и политическая стабильность) влияет и на ритм работы страны в целом и отдельных ее предприятий. Если возникают социальные волнения, то о какой конкурентоспособности можно говорить?

Очень важно скорректировать методы осуществления антиинфляционной политики, чтобы эта политика не препятствовала бы экономическому росту страны. У нас до сих пор антиинфляционная политика является тормозом развития экономики. Безденежье – бич наших предприятий, особенно если учесть, под какие проценты им приходится занимать средства для обеспечения своей работы. Проведение кредитной политики также должно быть достаточно четко ориентировано на устранение дефицитов и диспропорции, что должно регулировать государство, препятствуя резким колебаниям цен.

Общим же направлением должно быть максимальное содействие импортозамещению, особенно по товарам высокой степени обработки, олицетворяющим научно-технический прогресс при одновременном повышении степени обработки сырья. Только на этом пути мы сможем добиться устойчивого роста конкурентоспособности экономики страны и снижения ее зависимости от импортных поставок.

Наконец, необходимо подчеркнуть, что государственная политика цен – это не только работа с товарными ценами и тарифами на услуги. Реально это работа со всей совокупностью экономических блоков государственной политики. Расширительное понимание цены охватывает и цену кредита, и цену национальной валюты, и цену рабочей силы (заработную плату). Политика цен теснейшим образом связана с налоговой и таможенной политикой, с помощью которых регулируются товаропотоки и наполняется государственный бюджет. Поэтому все эти блоки государственной экономической политики должны быть органично увязаны в некий узел, в котором цены занимают центральное место.

Создание национальной системы ценовой информации

Цель создания такой информационной системы – достижение «прозрачности» в сфере ценообразования. Во-первых, когда ценовая среда становится прозрачной, она сама как бы отбрасывает от себя лишние звенья в ценообразующих цепочках, поскольку становится видно, где возникают реальные, необходимые для эффективного оборота товаров посреднические звенья, а где эти звенья носят паразитический характер. Как складываются затраты и на что они идут. Где возникают коррупционные ниши. И во-вторых, эта система даст возможность весьма оперативно работать нашим предпринимателям, которые получат возможность ориентироваться для принятия оптимальных решений. Прозрачность информации даст им для этого достаточные основания.

Как уже отмечалось, политика цен должна быть согласована с рядом направлений общей государственной экономической политики. Прежде всего, это валютно-финансовая политика. Мы знаем, что от одного изменения курса доллара по сути дела меняются калькуляции у многих предприятий, которые работают на импортном сырье, а у нас таких предприятий много. Сегодня у нас импортная зависимость очень высокая, поэтому в данном случае валютный курс и политика управления им крайне важны.

Особое внимание должно быть уделено социальным аспектам ценовой политики, поскольку они резко обостряются в период кризисов. Общий подход здесь должен быть ориентирован на развитие внутреннего платежеспособного спроса. Если мы хотим избежать развития масштабных кризисов, мы должны сделать этот вопрос центральным. Опыт развитых стран показывает: только государство при его возможностях мобилизации ресурсов может решить задачу обеспечения базового уровня развития человека в обществе, (опыт Германии, США и Японии).

Оздоровление ситуации может быть достигнуто на пути введения нормативов предельной рентабельности. Дело в том, что неконтролируемое повышение цен действительно позволяет уравновесить спрос и предложение, но за счет отсечения части потенциальных потребителей. В условиях кризиса такая тенденция представляется особенно опасной. Она же служит условием разгула спекуляций. Поэтому ей необходимо поставить жесткий заслон.

Сложность и многоплановость государственной политики цен требуют осторожного, осмотрительного подхода к ее реализации. Здесь необходимо предусмотреть ряд этапов. Требуется перейти к полноформатному восстановлению конкуренции в экономике страны, это самое главное. Потому что раз мы уже назвались рыночной экономикой, то нужно идти до конца. Создание единой информационной базы сможет нам в этом помочь, и ее необходимо делать именно на федеральном уровне.

Каковы ее задачи? Во-первых, полномасштабное включение производителей в конкурентную борьбу. Во-вторых, для субъектов рынка возрастает возможность минимизация затрат и оптимального выбор партнеров: прозрачность изменения стоимости товара по мере его продвижения по производственной цепочке позволит избавиться от паразитических звеньев. В-третьих, это база для принятия самых разнообразных решений практически на всех уровнях хозяйственного управления: от муниципальных органов до федеральных.

Весь этот комплекс мер должен проходить не просто в виде каких-то административных действий, он должен проходить в условиях разработки законодательного поля, корректировки законов и что самое главное – необходимы разработка и принятие Федерального закона «О ценах и ценообразовании». В целом будущая система ценообразования должна опираться на два основания: четкое законодательство о ценах, сконцентрированное, прежде всего, в Федеральном законе «О ценах и ценообразовании» и прозрачной ценовой среде, сформированной на основе Национальной системы ценовой информации.

Единая система ценообразования

Одним из главных направления предлагаемой концепции является объединение отмеченных выше разрозненных секторов ценообразования в общую систему. Это, собственно говоря, есть начало домостроительного экономичного подхода к ценообразованию. Работа этой системы органов представляется следующим образом.

Правительство РФ разрабатывает национальную государственную конкурентную стратегию развития. Хотел бы подчеркнуть: именно конкурентную стратегию. Мы сегодня относимся к конкуренции, во-первых, как к некому стихийному процессу, а он на самом деле организуется и весьма успешно и, во-вторых, как исключительно положительному процессу, а он имеет значительные теневые стороны, связанные с недобросовестной конкуренцией. На самом деле это борьба и очень жестокая борьба. Вот для такой конкурентной среды она и должна быть разработана и транслирована в орган, который принимает решение по регулированию цен.

Этот орган должен работать не сам по себе, а на основе регулярно проводящихся исследований и разработок Научно-исследовательского центра (института) по комплексным проблемам государственной ценовой политики. Исследовательский центр анализирует и дает федеральному органу по ценам соответствующую информацию об изменении цен, состоянии ценовой сферы страны и пр. Сегодня, кстати, на макроуровне в таком комплексном виде этим никто реально не занимается.

Наконец, при научно-исследовательском институте по комплексным проблемам государственной ценовой политики, очевидно, с участием Федерального органа по ценам необходимо создать Координационный совет по ценовой и тарифной политике. Этот совет должен играть роль своеобразной согласовательной площадки, где могут встречаться представители государственных институтов, предприниматели и общественные организации (прежде всего, профсоюзы). Все они должны помогать государству в выработке и реализации ценовой политики в стране.

Вся система органов реализации ценовой политики должна базироваться на национальной системе ценовой информации, доступной всем участникам рынка. В целом, предполагается, что по завершении работы по формированию системы цен, обеспечивающих нормальное воспроизводство и создание национальной системы ценовой информации, возникает возможность перевода всей системы реализации государственной политики цен в полуавтоматический режим функционирования. Этот режим должен базироваться на двух основах: первая – система ценовой информации, которая обеспечивает необходимые условия для самостоятельной работы предпринимателей, принятия ими оптимальных хозяйственных решений, и вторая – Федеральный закон, который должен очертить рамки этой работы хозяйствующих субъектов.

Вот эти две основы, по сути дела, создадут некую базу для проведения государством политики цен на постоянной основе, не вмешиваясь непосредственно в текущее ценообразование. Свою политику государство может вполне проводить через предприятия госсектора или смешанные предприятия и компании, экономическая мощь которых вполне достаточна, чтобы реализовать интересы государства через рыночные механизмы, не прибегая к чрезвычайным мерам грубого вмешательства в тонкий процесс ценообразования.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Проект 10-02-00190а).