Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:51

Закон о «резиновых домах» нужно поправить

Закон о «резиновых домах» нужно поправить
25 Января 2013, 11:57
Версия для печати

- Какие изменения законодательства в сфере ЖКХ, которые произошли в 2012 году, на Ваш взгляд, действенны и результативны, а какие нуждаются в доработке?

- Были приняты три крупных законопроекта, и в доработке нуждается каждый из них. Особенно тяжело формировались поправки для внесения изменений в Жилищный Кодекс в части создания системы финансирования капитального ремонта. По этому закону с лета 2014 года для всех собственников жилья вводятся обязательные отчисления на капитальный ремонт - в платежных квитанциях появится соответствующая графа.

Принятый в первом чтении летом прошлого года закон содержал только один вариант финансирования капремонта, так называемый «общий котел», куда все собственники в обязательном порядке должны делать взносы. Предполагалось, что этими средствами будут распоряжаться чиновники, определяющие Вам подрядчика. Коррупционная составляющая налицо, к тому же этих чиновников и всю структуру нужно содержать. Собственникам же предлагалось заплатить и не беспокоиться, но что будет с их деньгами через 25 лет, если дом был введен в эксплуатацию вчера, оставалось за скобками.

При этом по Гражданскому и Жилищному Кодексу собственник несет бремя содержания только своего имущества, а не чужого. Кроме того, есть успешный опыт ЖСК (в крупных городах они составляют примерно 10% жилищного фонда), которые давно открыли счета, накапливают на них средства и ремонтируют свои дома по мере необходимости. Поэтому мы предложили ввести схему, по которой собственники делают взносы только на ремонт своего дома, в окончательном варианте законопроекта эта схема появилась. Нам также удалось убедить Минфин включить обязательный платеж на капремонт в субсидию в рамках адресной помощи малоимущим семьям, которую они получают на оплату жилья и коммунальных услуг.

Теперь собственники смогут открыть на свой дом специальный счет, средства с которого можно будет потратить только на оплату работ по капремонту. На другие нужды ни ТСЖ, ни ЖСК, ни управляющая компания их потратить не смогут. Однако по закону счет можно открыть только в банках, в уставном капитале которых более 20 млрд. рублей, то есть фактически в трех десятках самых крупных банков страны. Обусловлено это их якобы большей надежностью и устойчивостью, хотя в кризис ряд этих гигантов показали себя хуже, чем региональные банки, которые отсекли, установив этот порог. Мы с коллегой-депутатом Анатолием Аксаковым написали обращение к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву о необходимости включить региональные банки в систему финансирования капремонта. С ними уже сейчас работают успешно международные финансовые структуры, предоставляя кредиты на капитальный ремонт на льготных условиях (Пример – г. Ростов-на-Дону).

Еще момент: в законе сегодня зафиксировано, что собственникам, чтобы выбрать вариант сбора средств на ремонт только своего дома, в течение двух месяцев нужно провести общее собрание и подготовить протокол по его итогам. Однако этот двухмесячный период приходится на май-июнь 2014 года, на время отпусков. Если собственники не успеют провести всю процедуру, по закону их средства автоматически будут попадать в «общий котел». Чтобы вывести их оттуда, понадобится два года.

- Как новая система финансирования капитального ремонта отразится на регионах?

- Закон начинает действовать с 1 января 2013 года; 2013 год отводится на формирование законодательной базы в регионах. Бремя ответственности в части софинансирования и оказания помощи собственникам при проведении капремонта почти полностью перекладывается на региональные бюджеты. При этом декларируется, что такая помощь может оказываться, а когда в законе возникает слово «может», это значит, что ее может и не быть. В частности, гарантия по кредитам может предоставляться, если в бюджете есть средства, подтверждающие эти гарантии.

Нам это также категорически не нравится. В «плохих» домах процент нанимателей очень велик, соответственно, за капремонт отвечает мунициапалитет или субъект федерации. Поэтому можно было бы передать деньги в регионы для такого софинансирования, хотя бы по бывшему федеральному фонду, не говоря уже о том, что и граждане-собственники жилья во многих случаях нуждаются в поддержке.

Кроме того, были попытки исключить Статью 16 из закона «О приватизации жилищного фонда», в которой прописаны обязательства государства как бывшего наймодателя по капремонту жилья, которое на момент приватизации в нем нуждалось. Статью удалось сохранить, но осталась попытка минимизировать госрасходы: в итоге утвердили, что эти обязательства действуют до момента приватизации первой квартиры в доме. Теперь под эту норму попадает 10-15% от объема жилищного фонда, который нуждается в капремонте. А нуждается на сегодняшний день примерно 60%. В общем, сумма, которую государство обязано выделить на непроизведенный ремонт, теперь сократилась.

- В прошлом году были также приняты поправки в закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Будет ли Фонд продолжать помогать регионам с капремонтом?

- Срок жизни Фонда продлен на три года, но приоритетные направления в работе изменились. Вместо финансирования капремонта акцент сделан на сносе и переселении граждан из аварийного жилья. На последнее предполагается выделить 93% средств Фонда, и еще 7% - на инфраструктуру. Мы обратились к правительству с просьбой выделить дополнительные средства в размере 28,8 млрд. рублей на капитальный ремонт. Если сегодня дом не ремонтировать, через год он станет аварийным, и цена вопроса вырастет: ремонт обойдется в 70% от стоимости строительства нового, что экономически нецелесообразно.
Скупой платит дважды. Поменялись многие условия предоставления финансирования на снос аварийного жилья, которые регионам еще предстоит изучить. К счастью, «умерла» норма о необходимости создания определенного процента ТСЖ. Предполагалось увеличить долю софинансирования субъектов и муниципалитетов, доведя ее до 70% вместо 50%, но нам удалось снизить этот процент, нереальный для дотационных регионов.

- В начале года Президент подписал закон, согласно которому тарифы на ЖКУ к 2016 году будут регулироваться на основе долгосрочных параметров, установленных на срок от трех до пяти лет. Как это скажется на тарифной политике?

- Сфера ЖКХ находится в таком состоянии, что без частных инвестиций ее не поднять. И этот закон адресован, в первую очередь, инвесторам, которые хотят представлять, какими будут тарифы, и как они будут изменяться в долгосрочной перспективе. Пока что тарифы растут произвольно, существенно превышая уровень заявленной инфляции, и могут повышаться не с нового года, как раньше, а, например, с лета. После того, как закон начнет действовать, тарифы будут расти, но по понятной процедуре. В случае если их рост превысит установленный уровень, государство обязуется компенсировать инвестору недополученные доходы из бюджета. Если в ЖКХ пойдут инвестиции, граждане тоже опосредованно должны получить выгоду в результате модернизации инфраструктуры.

- Тарифная политика в сфере ЖКХ сегодня в целом проходит стадию активного реформирования. Например, с этого года несколько российских регионов в рамках пилотного проекта переходят к новым нормам потребления коммунальных услуг: социальной, включающей предоставление услуги в объеме «прожиточного минимума», и cверхнормативной, с тарифом на 70% больше. Пока это касается только электроэнергии, но в планах аналогичная тарификация и других коммунальных услуг. Как Вы оцениваете эту инициативу?

- Действительно, в пределах социальных норм потребления электроэнергия будет оплачиваться по текущему тарифу, а все, что сверх – по повышенному. Был проведен эксперимент в одной из областей, на основании которого установили социальную норму потребления в 50 КВт в месяц. Впрочем, учитывая использование всей современной бытовой техники, меньше 70 КВт расходовать не получается - как ни экономь, выходишь за норматив. Для пенсионеров сделали исключение, установив им социальную норму в 100 КВт, поскольку они в основном находятся дома. Однако забыли про инвалидов и мам с маленькими детьми, к которым также должен быть другой подход.

- Над чем Комитет планирует работать в 2013 году, помимо усовершенствования недавно принятых законов?

- Все больше людей хотят деприватизировать жилье, поскольку вводится обязательный взнос на капремонт, жилье нужно страховать, а, кроме того, в 2014-2015 годах введут налог на недвижимость от стоимости, близкой к рыночной. Если человек живет на пенсию и нет родственников, заинтересованных сохранить квартиру в семье, жилье становится сложно иметь в собственности. По деприватизации сейчас идут необоснованные отказы, мы получаем много обращений. Например, у мужчины в Зеленограде родился внук, и ему из-за этого отказывают в деприватизации. Отказывают необоснованно, ведь внук в приватизации не участвовал. Мы сейчас подготовили проект по деприватизации, и будем его продвигать. Кроме того, хочется напомнить гражданам, что срок окончания приватизации приближается.

- Еще одна резонансная законодательная инициатива - президентские поправки, ужесточающие наказание за фиктивную регистрацию, в числе прочего, призванные бороться с «черным рынком» найма жилья. Если они будут приняты, любого гражданина России, проживающего не по месту регистрации, можно будет оштрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей. Планирует ли Комитет предлагать поправки в этот законопроект?  

- Конечно, с «резиновыми домами» и квартирами надо бороться. Квартиры коммунального заселения по этому принципу превращается в ночлежки, у нас множество жалоб на эту тему. В новом законе есть норма, по которой могут штрафовать граждан, которые проживают не по месту регистрации. Это коснется и родственников, например, переехавших к детям пожилых родителей, зарегистрированных в разных местах супругов, проживающих в квартире одного из них, дочери, переехавшей с маленьким ребенком к маме, и так далее. Такие ситуации к коммерческой выгоде не имеют никакого отношения, и мы будем добиваться их вывода из-под действия закона.

Бедовала Ксения ЛАКТИОНОВА

Фото: Александр Натрускин, РИА Новости ©

ПО ТЕМЕ

Первые арендные дома начали строить на Сахалине
Первые арендные дома начали строить на Сахалине
Мутко: стадионы к ЧМ-2018 строятся по графику
Мутко: стадионы к ЧМ-2018 строятся по графику
Минстрой предлагает отложить на год введение новой схемы обращения с мусором
Минстрой предлагает отложить на год введение новой схемы обращения с мусором
У строителей Сахалина будет свой типовой контракт, разработанный СРО
У строителей Сахалина будет свой типовой контракт, разработанный СРО
Минстрой может ужесточить требования к продлению строительства домов дольщиков
Минстрой может ужесточить требования к продлению строительства домов дольщиков
В России появились стандарты для стройматериалов на основе керамзита
В России появились стандарты для стройматериалов на основе керамзита
Избран новый состав набсовета АИЖК
Избран новый состав набсовета АИЖК
Власти Москвы сократили до трех месяцев срок перехода на спецсчета по капремонту
Власти Москвы сократили до трех месяцев срок перехода на спецсчета по капремонту
Объем незавершенного госстроительства в 2014 г вырос на 16,5%
Объем незавершенного госстроительства в 2014 г вырос на 16,5%
Минстрой: поправки в закон о концессиях в ЖКХ позволят передавать МУПы с долгами
Минстрой: поправки в закон о концессиях в ЖКХ позволят передавать МУПы с долгами