Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:55

Индустрия

Российский малый бизнес в Китае: заработать сложно, но можно

Российский малый бизнес в Китае: заработать сложно, но можно
19 Февраля 2013, 09:20
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Председатель Русского клуба в Шанхае Михаил Дроздов отмечает, что большинство иммигрировавших в КНР россиян, решивших открыть свое дело, заняты консалтинговым бизнесом по оказанию отечественным компаниям юридических услуг, услуг по поиску поставщиков, отслеживанию заказов, проверке качества.

«Современная российская диаспора в Китае – это, в основном, профессионалы, связанные со страной специальностью. Кроме того, жить тут комфортно, ведь китайцы очень доброжелательны к иностранцам, и безопасно, особенно в мегаполисах. Да и жизнь в Китае дешевле, чем в России», - объясняет «ЦВ» механику современной иммиграции русских в КНР Михаил Дроздов.  

Среднестатистический российский предприниматель в Китае – это фрилансер или владелец небольшой консалтинговой фирмы, возрастом от 30 до 40 лет (в советских вузах готовили, в основном, ученых-китаистов, а в 1990-е ситуация изменилась: преподавание языка стало носить более прикладной характер, появилось больше возможностей для обучения за рубежом). Однако открыть свое дело в какой-то другой области, помимо оказания российским компаниям консалтинговых услуг, нашим гражданам в Китае непросто.

«Магазинчики и кафе русские почти не открывают, и даже те русские рестораны, что есть, в большинстве своем зарегистрированы на китайцев. В области малого бизнеса конкурировать с китайцами сложно, они очень предприимчивы. Правда, в Шанхае пара москвичей открыла сеть винных бутиков, где продаются западные вина. Но это люксовый сегмент и исключительный случай», - объясняет Михаил Дроздов. 

Помимо общепризнанного китайского трудолюбия существует и прославленная китайская господдержка, которая для малого и среднего бизнеса по российским меркам колоссальна. «Органам государственной власти всех уровней дано двуединое указание – помогать и не мешать. В первом случае речь идет о мерах по снижению налоговой нагрузки (в некоторых регионах при прибыли до 10 тыс. юаней в месяц – порядка 1600 долларов США - предприниматель не платит никаких налогов), облегчению регистрационных требований и других. Во втором случае речь о значительном сокращении контролирующих и утверждающих действий властей», - рассказывает Артем Вдовин, подчеркивая, что иностранного малого и среднего бизнеса все это не касается, и по предъявляемым требованиям он оказывается наравне с любой другой иностранной компанией вне зависимости от величины.

Впрочем, эксперт считает, что для российского малого и среднего бизнеса в Китае остаются открытые ниши, в первую очередь, связанные с поставками российского продовольствия: «Срединное государство активно наращивает потребление продуктов питания. С учетом участившихся в масштабах страны скандалов, связанных с некачественным продовольствием, растет спрос на «зеленую», «органическую», да и просто безопасную еду. Немаловажна и относительная легкость внедрения в сознание китайцев слогана «из России – значит, экологически чистое». Сейчас здоровое питание в Китае модно, популярно и дорого». Хорошие перспективы имеет и выход на китайский рынок с российскими программными продуктами: играми, софтом, профессиональным ПО. Впрочем, нарушения прав интеллектуальной собственности здесь не редкость, и нужно быть к этому готовыми.

Открыть свой бизнес в Китае иностранцу непросто. Регистрация компании занимает в среднем полгода, а ее правила сложны и не универсальны. Зачастую они заметно отличаются в разных провинциях и городах, в зависимости от типа присутствия (представительство, компания со 100% иностранным капиталом или СП). Перечень необходимых для регистрации документов может отличаться не только в разных городах, но и в разных районах одного города, например, Шанхая.

В КНР нельзя зарегистрировать компанию, которая может работать в широким спектре отраслей (как в России) - у нее должна быть четкая специализация. Размер уставного капитала зависит от сферы деятельности бизнеса. «Если хотите зарегистрировать производственную компанию, уставной капитал должен составлять как минимум несколько сотен тысяч долларов США. Консалтинговая компания обойдется дешевле, в 50-60 тысяч долларов. Кроме того, для иностранцев в целом проблематично зарегистрировать компанию с уставным капиталом менее 30-40 тысяч долларов США», -  рассказывает Михаил Дроздов, который несколько лет назад регистрировал в КНР свою юридическую компанию.

Артем Вдовин отмечает, что для китайского бизнес-климата характерны и такие знакомые российским предпринимателям проблемы, как трудоемкий, бюрократизированный процесс регистраций и ликвидаций фирм, высочайший уровень конкуренции, в том числе со стороны крупных государственных предприятий, ограниченность доступа к финансовым ресурсам и ряд других. Из-за сложностей с регистрацией, к слову, многие российские специалисты-консультанты работают неофициально, ища заказчиков через интернет.

Фото: Алексей Дружинин, РИА Новости ©