Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:55

Индустрия

Закон о промышленной политике станет дефибриллятором для экономики

Закон о промышленной политике станет дефибриллятором для экономики
17 Октября 2012, 08:07
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Доработкой варианта законопроекта от 2008 года занимается Экспертный совет по вопросам промышленного развития, созданный для этой цели при Комитете ГД РФ по промышленности. Возглавляет его заместитель председателя Комитета Павел Дорохин, который справедливо называет закон «фундаментом модернизации страны».

В этот фундамент, по замыслу депутатов, лягут несколько краеугольных камней – привлечение инвестиций в реальный сектор, оптимизация систем налогообложения, тарификации и техрегулирования, создание современной производственной базы, стимулирование НИОКР и техническое перевооружение ОПК.

По словам Павла Дорохина, в законе нужно отразить принципы стратегического привлечения инвестиций в развитие крупных кластеров с отраслевой и межотраслевой кооперацией. Кроме того, предполагается сделать фокус на масштабное государственное финансирование развития инфраструктуры, использование госгарантий и целевых государственных облигационных займов. Ожидается и фиксация в законе концепции программы стимулирования инвестиций в оборонные предприятия, а также создания госструктуры, которая будет выдавать предприятиям ОПК длинные и дешевые (под 2-3% годовых) кредиты на модернизацию.

Сейчас в России фактически отсутствуют механизмы долгосрочного кредитования предприятий, не работают и механизмы рефинансирования развития производства. Нужно коренным образом перестраивать денежно-кредитную политику, переориентируя ее на долгосрочное кредитование экономики. Инструментарий хорошо известен: рефинансирование институтов развития и коммерческих банков под обязательства производственных предприятий. Меры эти, правда, могут работать только в ситуации, когда кредиты возвращаются. Поэтому их применение должно дополняться изменением принципов валютного регулирования и контроля, запуском процесса деофшоризации экономики, то есть возврата прав собственности в страну.

Отмечает Павел Дорохин и важность закрепления в рамочном законе приоритетности стимулирования прямых государственных и иностранных инвестиций, необходимых в том числе для внедрения новейших зарубежных технологий на российских предприятиях. По его мнению, трансферту технологий поможет создание совместных научно-производственных центров со странами Европы и Азии – по сути, прикладных аналогов Сколково. Отечественные же разработки планируется поддеживать путем создания отдельного агентства или спецкомитета по науке и технике при правительстве, целенаправленно занимающегося привлечением средств в наукоемкие производства.

«Государству приходится брать на себя роль генератора спроса на новые технологии через наращивание госзакупок и активно выстраивать взаимоотношения с бизнесом по освоению новейших технологий, масштабно субсидируя перспективные разработки», - подчеркнул важность государственной поддержки НИОКР советник Президента России Сергей Глазьев в своем выступлении на VII Российском национальном конгрессе (РНК), посвященном модернизации отечественной промышленности.

Для осуществления такой поддержки сегодня у государства достаточно ресурсов, однако использование их крайне неэффективно. Об этом можно судить по колоссальному оттоку капитала из страны. «У нас мало кто представляет ту величину инициирующего импульса, которую нужно дать экономике для перехода на новую технологическую базу. В 1930-е годы он шел за счет милитаризации всех экономик, в 1970-е годы этот импульс шел через программу «Звездных войн». То есть это колоссальная концентрация ресурсов», - объясняет Сергей Глазьев, подчеркивая, что объем инвестиций через институты развития должен быть увеличен в несколько раз.

В законе о национальной промышленной политике предполагается также зафиксировать необходимость оптимизации структуры и налоговых ставок, которые бы простимулировали перенос налоговой нагрузки с производственного сектора на природную ренту и «люксовое» потребление. Налоговое бремя для промышленных предприятий сегодня действительно довольно высоко, причем для обрабатывающих секторов промышленности оно выше, чем для добывающих: в производстве машин и оборудования - порядка 11%, в строительстве - 11,3%, в металлургии - 3,3%, в производстве кокса и нефтепродуктов – 5%.

В итоге нынешняя налоговая система не только закрепляет сырьевую направленность экономики, но и стимулирует экологически грязные производства. Помочь же росту обрабатывающей промышленности поможет установление конкурентных тарифов естественных монополий, которое тоже будет фигурировать в новом законе.

Другой аспект, который найдет отражение в готовящемся документе, – задачи обеспечения свободного и эффективного перемещения грузов по территории России, развития транспортной инфраструктуры и субсидирования государством тарифов в дальних регионах страны. Что касается экспортного потенциала продукции отечественной промышленности, увеличить его призван переход на международные стандарты качества (ISO).

Благоприятную среду для реализации всех вышеперечисленных инициатив должно создать анонсированное Павлом Дороховым законодательное оформление перехода к сквозному индикативному планированию развития промышленности. То есть речь идет о формировании системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям с бюджетированием, ориентированным на результат. Фактически это указывает на четкое намерение обозначить долгосрочные приоритетные проекты промышленного развития, что стабилизирует экономику. К слову, отдельный законопроект об индикативном планировании для всей российской экономики должен быть внесен в Госдуму уже в этом месяце.

Стоит сказать, что дорабатываемый сегодня в Думе проект закона о национальной промышленной политике четырехлетней давности – не единственная попытка в постсоветской России обозначить вектор долгосрочного развития реального сектора через федеральный закон. Предпринималась она и раньше, во второй половине 1990-х годов, то есть соответствующие наработки имеются.  

В той первой редакции основной упор делался на понуждение предприятий избавляться от основных фондов и земельных участков, не используемых в связи с сокращением объемов производства, но висящих тяжким грузом на себестоимости реализуемой ими продукции. Метод понуждения - прощение либо отсрочка погашения предприятием, избавляющимся от ненужных фондов и территорий по согласованной с органом власти программе, его долгов федеральному и региональному бюджетам по налогам, аренде и так далее.

«В то время почти все предприятия были должниками бюджетов, в основном – безнадежными.  Реализуемые на аукционах, даже за символическую цену в один рубль, ненужные старым предприятиям фонды и участки могли бы стать базой для многих малых промышленных бизнесов», - рассказывает ЦВ президент Национальной ассоциации водородной энергетики, председатель Общественного совета при Ростехрегулировании Петр Шелищ, который пятнадцать лет назад в должности зампреда Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике ГД РФ участвовал в разработке первого варианта закона о промышленной политике.

Еще одна принципиальная идея того времени - предоставление предприятиям с более или менее устойчивым спросом на их продукцию права перейти на уплату налога на вмененный  (по итогам прошлого года) доход. По словам Петра Шелища, это стимулировало бы их наращивать объемы производства и вкладывать дополнительный, не попавший под налогообложение, доход от его прироста в развитие предприятия. Кроме того, рассматривались возможности разрешения ускоренной амортизации нового оборудования, разрешения относить на себестоимость некоторую часть дохода, направляемого на НИОКР и подготовку кадров.

В законе должна была найти отражение и поддержка экспорта продукции высокой степени переработки. Оказывать ее предполагалось при помощи бюджетных гарантий по кредитам, страхования рисков, имиджевой поддержки за рубежом. Впрочем, тогда эти инициативы не получили развития. «Исполнительная власть была сосредоточена на борьбе с инфляцией и за сбалансированный бюджет, на формировании рыночных институтов, на иное ее просто не хватало. Считали, что правильная макроэкономика сама приведет к конкурентному рынку, а он - к экономическому росту, - вспоминает Петр Шелищ. - Но в условиях мирового хозяйства российская промышленность, кроме ее экспортно ориентированных отраслей, была обречена на умирание».

Сегодня почти все заявленные пятнадцать лет инициативы остаются весьма актуальными. Ситуация отличается лишь тем, что за это время численность занятых в обрабатывающей промышленности сократилась вдвое, примерно с 14 до 7 млн. человек. Поэтому вопрос подготовки кадров для производственных предприятий стал для России отнюдь не праздным, и в идеале он также должен быть зафиксирован в новом законе наряду с иными приоритетными задачами.

По мнению Петра Шелища, в законе также следовало бы поставить задачу импортозамещения потребительских товаров, определить критерии отбора видов продукции, для которых импортозамещение должно стать принципом промышленной политики, определить стимулы производства импортозамещающей продукции и приоритеты господдержки, сконцентрировав ее на наиболее конкурентоспособных видах продукции (выделив их, например, по динамике их доли в объемах реализации такой продукции на внутреннем и на внешнем рынках). Также имеет смысл поставить задачу сравнительной оценки качества потребительской продукции разных отечественных и зарубежных изготовителей как инфраструктурного механизма поддержки отечественных производителей как это делает, например, Stiftung Warentest в ФРГ.

В целом же очевидно, что принятие рамочного закона о национальной промышленной политике с учетом предложений экспертного и научного сообщества или без оного, потребует серьезно переписать налоговое и банковское законодательство, пересмотреть кредитно-денежную политику, принципы государственного бюджетирования и контроля расходования средств, выстроить принципиально новые схемы оценки эффективности работы госструктур и ведомств, межведомственного взаимодействия, кардинально реформировать систему инженерно-технического образования.

И первым делом, на старте программы модернизации промышленности, потребуется много серьезной аналитической работы по оценке текущего состояния промышленных предприятий, их экономической эффективности в новых условиях с учетом появления новых рынков сбыта, сдвигов транспортных потоков, изменившейся демографической ситуации и иных параметров. Сегодня обо всем этом вряд ли кто-то имеет отчетливое представление.

ПО ТЕМЕ

НОП приглашает специалистов стройиндустрии поучаствовать в разработке нормативно-технической документации
НОП приглашает специалистов стройиндустрии поучаствовать в разработке нормативно-технической документации
Стройкомплекс
Лицензирование управляющих компаний — это не передел рынка, а его очищение
Лицензирование управляющих компаний — это не передел рынка, а его очищение
Стройкомплекс
Вопросы защиты прав на базы данных в нормах российского законодательства
Вопросы защиты прав на базы данных в нормах российского законодательства
Экспертное сообщество
Сметчикам нужно проверить наличие лицензий у баз данных сметных нормативов
Сметчикам нужно проверить наличие лицензий у баз данных сметных нормативов
Экспертное сообщество
«Мы не можем ждать милостей от ценообразования, cформировать систему и эффективно ее использовать — наша задача»
«Мы не можем ждать милостей от ценообразования, cформировать систему и эффективно ее использовать — наша задача»
Экспертное сообщество
Россия получит стратегию развития территорий
Россия получит стратегию развития территорий
Экспертное сообщество
СРО расскажут все о себе и своих членах
СРО расскажут все о себе и своих членах
Конкуренция
Госрасходы надо не сокращать, а наращивать
Госрасходы надо не сокращать, а наращивать
Конкуренция
Электричество в пределах нормы
Электричество в пределах нормы
Экономика
Как компенсировать дефицит бюджета
Как компенсировать дефицит бюджета
Экономика