Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

25.05.201816:26

Индустрия

Как профессии инженера вернуть былую привлекательность

Как профессии инженера вернуть былую привлекательность
30 Августа 2012, 09:17
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Невысокий уровень заработной платы делает работу на производстве непрестижной, и число обучающихся по инженерно-техническим специальностям сокращается. Решать этот пул системных проблем эксперты предлагают комплексно.

Так, Председатель Комиссии по социальной и кадровой политике Союза машиностроителей России, ректор МГТУ «Станкин» Сергей Григорьев выделил три ключевых направления работы: создание системы координации и управления процессами формирования компетенций инженерных кадров, инновационной системы непрерывного инженерного образования и пропаганду получения молодежью инженерно-технического образования в СМИ.

Начальник отдела стратегического планирования и инновационного развития ОПК Департамента развития ОПК Минпромторга РФ Александр Чижов рассказал, что на предприятиях ВПК считают целесообразным введение подготовки специалистов по госплану и просят ввести не только очную, но и очно-заочную форму, чтобы студенты могли работать и учиться, а предприятия - закреплять молодые кадры на заводах.

Для дополнительно мотивации молодых людей, желающих связать свою карьеру с ОПК страны, эксперт предложил предоставлять отсрочку от службы в армии и возможность прохождения альтернативной военной службы для обучающихся по госплану.

Он также отметил, что с 2013 года предполагается включить в ФЦП развития образования принцип софинансирования предприятиями подготовки специалистов в вузах. Участие предприятий требуется и в создании системы современных профтехучилищ. «По закону о концессии предприятия могут участвовать в строительстве современных колледжей, имея госгарантию», - уточнила исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева.

Интересно, что заводы сегодня страдают не только от нехватки квалифицированных рабочих, как принято считать, но и менеджеров. Советник по экономическим вопросам «Деловой России» Анастасия Алехнович рассказала, что вопрос переподготовки управленческих кадров стоит не менее остро: менеджеры компетентны в основном в вопросах экономики и маркетинга, а технологий производства не знает практически никто.

Потребность в специалистах широкого профиля со знанием отраслевой специфики ощущают многие предприятия. «Нам не хватает экономистов в области ценообразования, маркетологов, понимающих производственную специфику, инженеров, разработчиков, технологов, операторов технологического оборудования», - перечисляет заместитель генерального директора ОАО «Российская электроника» Арсений Брыкин.

Он предлагает на всех предприятиях, заинтересованных в планировании инженерно-технического персонала проводить кадровый аудит для формирования заказа вузам на подготовку кадров. На основе такого аудита можно было бы сформировать единую базу данных, отражающую потребности промышленности в квалифицированных кадрах. Формирование же учебных планов, по мнению эксперта, следует «привязывать» к специфике и потребностям конкретных предприятий.

Председатель Общественного совета при Минпромторге, руководитель Рабочей группы Общественной палаты РФ по модернизации промышленности Андрей Зверев предложил вовсе закрыть филиалы вузов, расположенные вдали от производственных мощностей, и сделать инженерно-технические специальности полностью бюджетными. Чтобы не растить кадры для иностранных конкурентов, можно организовывать целевые зарубежные стажировки не для студентов, а для молодых специалистов, работающих на отечественных заводах.

Эксперты сошлись во мнении, что популяризацию инженерно-технических профессий нужно начинать уже в школе, организуя, к примеру, секции робототехники, специальные программы и физико-математические классы и прочие. Заместитель генерального директора «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию Кирилл Пузырьков пошел дальше и предложил реанимировать учебно-производственный комбинат - начать подготовку специалистов рабочих профессий в старших классах.

Конечно, предложения, высказанные на круглом столе, будут сведены в резолюцию и направлены в соответствующие ведомства. Единственное, что эксперты обошли вниманием ключевой, пожалуй, аспект проблемы привлечения специалистов на предприятия – уровень оплаты труда. Пока он будет оставаться ниже среднерыночных зарплат для специалистов в непроизводственном секторе с сопоставимыми опытом и квалификацией, воз останется неподвижным.