Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

19.08.201821:56

Индустрия

Большинство российских ВУЗов не учитывают региональную специфику при подготовке специалистов

Большинство российских ВУЗов не учитывают региональную специфику при подготовке специалистов
6 Августа 2012, 10:51
Текст:
Алексей Федин
Версия для печати

Одной из проблем развития российских регионов, сколь-нибудь удаленных от столицы, является отток населения из этих областей и концентрация в центре, в столичном регионе. Причиной тому является нерациональное распределение производственных, экономических и социально-политических функций среди регионов нашей страны.

Выход из сложившейся ситуации федеральные и местные власти видят в создании, утверждении и реализации приоритетных региональных инвестиционных проектов. Правительство РФ в лице Министерства регионального развития ведет определенную работу в этом направлении. Однако с реализацией могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием в регионах достаточного количества квалифицированных кадров.

Как свидетельствуют отчеты территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, численность неработающего населения, имеющего высшее профессиональное образование, выросла за последние 5 лет более чем в 2 раза и достигла 22%, уровень безработицы среди лиц со средним профессиональным образованием еще выше – 24%. Мало того, молодые специалисты в возрасте от 20 до 25 лет составляют четверть этого контингента.

Между тем, проведенный областным Департаментом по культуре, образованию и молодежной политике анализ муниципального заказа на подготовку специалистов в 2011 году показал, что вопрос нехватки квалифицированных кадров остается открытым. Наиболее востребованными являются специалисты следующих отраслей: строительство, энергетика, добыча полезных ископаемых, специалисты сельскохозяйственного профиля, врачи и учителя.

В аграрно-индустриальной Белгородской области в сфере сельского хозяйства и природопользования занято всего 15% трудоспособного населения, в горнодобывающей, обрабатывающей, энергетической и строительных областях трудится немногим больше 30% из числа занятых. Возникает логичный вопрос – кого мы учим и куда уходят кадры?

На территории области находится 21 представительство высших учебных заведений. Из них - лишь одна сельскохозяйственная академия и пять ВУЗов (филиалов) технической направленности, которые, в свою очередь, имеют достаточно развитые кафедры экономики и менеджмента. Остальные ВУЗы Белгородчины имеют экономическую, финансовую, управленческую и юридическую направленности. Получается, что на конкретные нужды региона работает меньше трети системы высшего профессионального образования области.

К слову. Накануне назначения министром образования и науки РФ ректор МИСиСа (филиал которого находится в Старом Осколе, единственный ВУЗ в регионе, выпускающий специалистов в металлургической области) Дмитрий Ливанов дал интервью «Российской газете». По его словам, на каждую 1000 выпускников ВУЗа приходится лишь 600 инженеров и технологов, правда, все они, по словам ректора, находят работу. С другой стороны, неофициальная российская статистика говорит о том, что до 75% молодых специалистов работают не по профилю.

Нашедшие себе применение аграрии и производственники остаются на месте. Худо ли бедно, они производят какой-то физический продукт. А остальные этот продукт продают и перепродают. Ряд белгородских производителей сельскохозяйственной продукции не торгуют напрямую со своими покупателями – крупными розничными компаниями, сетями и переработчиками, а прибегают к услугам посредников, которые занимаются логистикой и поиском рынков сбыта. Таким образом, торговые наценки для конечного потребителя возрастают, потому как каждый в этой цепочке «хочет кушать». Хорошо, если посредник один. В действительности же посредников может быть от одного до десяти и каждый закладывает определенную долю стоимости в конечный продукт. К примеру, переработчики и посредники покупают у производителя свинину по цене 120-150 рублей за килограмм, а конечный потребитель платит за то же количество мяса уже 300 рублей.

Недостатки в организации системы образования напрямую ведут к тому, что хромает производство, растут цены. Это, в свою очередь, выливается в замедление развития региона, отток денежных средств и населения, увеличение плотности населения вблизи центра. Возможность осуществления программ развития регионов остается под вопросом, пока не произойдет модернизация и диверсификация системы образования, пока ВУЗы не начнут готовить специалистов по направлениям, соответствующим природным, производственным и социально-экономическим особенностям и потребностям регионов. На настоящий момент, какими бы ни были прямые инвестиции в развитие социальной инфраструктуры периферийных регионов, они подобны поливу голой почвы под палящим солнцем в надежде дождаться ростков. Ни к чему хорошему, кроме потери ресурсов и урожая, это не приведет.