Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

17.11.201823:12

Индустрия

Китайская железная дорога становится главным связующим транспортом страны

Китайская железная дорога становится главным связующим транспортом страны
17 Мая 2012, 00:00
Текст:
Маргарита Лагудкина
Версия для печати

Китайские вокзалы выглядят торжественно и мрачно. До прихода поезда на платформу пройти нельзя, и пассажиры собираются в отдельном помещении. После прибытия состава раздается свисток, двери открываются, все бегут с багажом на перрон. Чтобы добраться до нужного пути необходимо преодолеть несколько крутых спусков и подъемов по лестницам, поскольку переходы находятся над путями. Чем дальше от здания вокзала путь, на котором стоит ваш поезд, тем меньше вероятность на него успеть. Заскочить в любой вагон и пройти к своим местам не получится, поскольку двери между ними заблокированы. До недавнего времени для покупки билетов на поезд китайцам не требовалось предъявлять какие-либо документы. Однако с начала 2012 года билеты стали именными, по официальному объяснению, в целях борьбы со спекулянтами.

Существует три разновидности поездов. Первые, так называемые T-man, медленные, делающие длинные остановки во всех населенных пунктах по маршруту следования. Поездка на T-man от Пекина до Сианя (около 1200 км) занимает в среднем 20 часов. Вагоны в составе разномастные, от очень старых, предназначавшихся ранее для военных перевозок, до более современных. Места в таком поезде бывают стоячие, сидячие, плацкарт, купе и VIP-купе. Но даже если требуется ехать трое суток, китайцы обычно стараются взять билеты на сидячие или стоячие места, которые стоят от 70 до 200 юаней (от 280 до 800 рублей).

В стоячих вагонах можно сидеть на своей раскладной табуретке, и они обычно переполнены. Плацкарт и купе мало отличаются от российских. Кондиционеры всегда есть в купе и иногда встречаются в плацкарте. Билеты в VIP-купе, рассчитанном на двух пассажиров, с телевизором и широкими сиденьями, покупают в основном те, кто боится летать на самолетах. Стоят они около 600 юаней (2400 рублей), и это месячная зарплата большинства жителей Китая.

Поесть можно в вагоне-ресторане, где при вас повара готовят традиционную лапшу «кукси». Там же можно купить пиво. Оно очень легкое, китайцы пьют его уже с обеда. Помимо того, еду можно приобрести и в маленьких ларьках на перронах во время остановок. В плацкарте или купе, то есть там, где можно проехать, иногда провозят коляску с «кукси», фруктами и водой. Большинство пассажиров сидячих и стоячих вагонов предпочитают брать с собой лапшу быстрого приготовления. Когда все вдруг решают перекусить, воздух наполняется запахом острых специй.

Проводники еду не продают, только проверяют билеты при посадке и проводят утреннюю зарядку: встают в центре вагона, и все повторяют за ними упражнения в течение 15-20 минут. Зарядка строго обязательна во всех поездах дальнего следования, как, впрочем, и в самолетах, где ее делают сидя. Единодушие китайцев в части любых мероприятий поражает – час зарядки есть на любом предприятии, в любой придорожной аптеке.

Второй тип поездов - T-kwai. Между ним и T-man нет никакой разницы за исключением того, что T-kwai едет быстрее. Тот же путь от Пекина до Сианя он преодолеет не за 20 часов, а за 11. И билеты на него стоят дороже, около 300 юаней (1200 рублей). В стоимость билета входят легкие закуски – напиток и орешки.

В прошлом году у китайцев появились суперскоростные поезда, развивающие скорость 300 и более километров в час. Сегодня они связывают Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг и Шеньжень, а также Шанхай и Ханчжоу, логистический центр на побережье. Если T-kwai из Пекина до Шанхая идет 8 часов, то суперскоростной поезд – всего 2. Билет стоит около 600 юаней (2400 рублей), пассажиры могут пройти на перрон до прибытия поезда.

Поезд «Маглев» на магнитной подушке связывает Шанхай с аэропортом Пудун, находящимся в 30 километров от города. Это расстояние состав пролетает за 7-10 минут и приезжает на конечную станцию метро. В здании аэропорта можно купить билет на «Маглев» за 100 юаней (400 рублей) в первый класс и за 50 юаней (200 рублей) во второй. Впрочем, первый отличается от второго только большими кожаными креслами и золотистой шторкой, отделяющей этот вагон от прочих. В вагонах второго класса расположены комфортные сиденья, по три с каждой стороны. Везде – кондиционеры и туалеты.

Скорость 300 км/ч поезд развивает буквально за пять минут. Создается ощущение полета на самолете, кружится голова. Проносят напитки и легкие закуски. Бутерброд, кофе и фрукт стоят около 25 юаней (100 рублей). До того, как появился «Маглев», приходилось добираться до города на такси за 200 юаней (800 рублей). Дорога отнимала от 40 минут до часа времени и невероятное количество нервов, поскольку таксисты в Шанхае говорят на разных диалектах китайского языка.