Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

24.02.201823:02

Индустрия

Росcийские институты развития работают с эффективностью паровой машины

Росcийские институты развития работают с эффективностью паровой машины
23 Марта 2012, 10:18
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

«Роснано» и РВК больше похожи не на институты развития, а на мощных капиталистов, скупающих инновационные предприятия для извлечения максимальной прибыли. «Сколково» в части образовательной стратегии копирует Массачусетский технологический университет и, похоже, готовит специалистов на импорт.

Особые экономические зоны не работают, будучи своего рода калькой ОЭЗ Китая и Индии, примененной не к месту. В Индии и Китае правительство компенсирует путем создания зон недостаток научных центров, а у нас в каждом более-менее крупном промышленном городе найдется полуразрушенное, сдающее помещения под офисы НИИ с ресурсами для НИОКР и опытом внедрения разработок в производство.

Создается ощущение, что отечественная наука совершенно выпала из поля зрения модернизаторов в кабинетах. В «Стратегии 2020», например, говорится об эффективной науке, но когда речь заходит про инновации, о ней – ни слова. С таким драйвером развития хай-тека как технопарки дела обстоят чуть лучше чем с экономическими зонами. Однако в регионах катастрофически не хватает квалифицированных кадров, и поэтому иностранные инвесторы не спешат локализовать у нас высокотехнологичные производства, в размещают сборочные цеха.

Появление же и расположение высокотехнологичного кластера сегодня обуславливает совсем не то, что по идее должно. То есть, не наличие сильной научной базы, крупного передового университета, а политическая воля местной администрации и ее готовность помочь бизнесу преодолевать всевозможные административные барьеры.

Система такова, что финансирование на инновационную разработку может получить тот, кто сумеет грамотно «упаковать» ее в инвестпредложение. Обычно этот «кто-то» - российский бизнесмен, который не всегда добросовестно направляет полученные средства по назначению. В итоге менеджерами своих проектов вынуждены выступать сами ученые, что вообще-то нонсенс для мировой практики.

Помогать формировать инвестпредложение и сводить ученых с инвесторами - одна из первоначальных задач Агентства стратегических инициатив (АСИ), но в пуле размещенных на сайте агентства проектов, находящихся в стадии рассмотрения, высокотехнологичные можно пересчитать по пальцам. Как и у многих других институтов развития у АСИ мало шансов решить задачу, ради которой оно создавалось, поскольку решение лежит совершенно в другой плоскости - в создании комплексной системы подготовки инновационных менеджеров, способных заниматься коммерциализацией инновационных разработок.

Фактически мы применяем точечный и формальный подход к решению системных задач развития, в реальности требующих столь же системных решений. Существуют, к примеру, достаточно продуманные стратегии развития отдельных отраслей промышленности, но нет системной промышленной политики. А планы развития промышленности и инфраструктуры никак не связаны с развитием инноваций, хотя огромный спрос на модернизацию со стороны реального сектора экономики мог бы послужить мощнейшим импульсом для появления, коммерциализации и последующего экспорта российских высокотехнологичных разработок.

Добывающая промышленность работает на импортном оборудовании, электроэнергетика тоже, поскольку отечественные производители выпускают устаревшую продукцию на устаревших станках. Почему бы не прикрепить ко всем нуждающимся в модернизации заводам те самые полупустые НИИ, у которых были бы контракты с малыми высокотехнологичными компаниями (тем более что НИИ за годы дикого капитализма и так были вынуждены обрасти коммерческими, юридически независимыми от них лабораториями и компаниями-разработчиками).

Почему бы не привлекать к созданию новой системы транспортных коммуникаций – высокоскоростных автомагистралей, железных дорог, региональных аэропортов – отечественных инноваторов? Этот огромный сегмент экономики ждет систем эффективного управления грузопотоками, новых композитных материалов, энергоэффективных решений, поездов, самолетов и многого другого.

Нам ставят в пример Японию, Южную Корею, Тайвань, построивших экономику на заимоствованиях иностранных технологий. Сегодня очевидно, что нам не обойтись без заимствований, но и для такой политики необходима продуманная система, которая позволит постепенно вытеснять иностранные разработки собственными.

К тому же экспорт технологий – путь форсированной индустриализации стран, где нет своей научно-технической базы. В нашем распоряжении имеется колоссальное наследие советской инновационной системы, которая считалась одной из сильнейших в мире. Осталось обеспечить интеграцию новых институтов развития с наследием советской науки.