Индустрия
«Путаю педали». Смыслы налоготворчества
В начале декабря истекает срок уплаты транспортного налога, который автовладельцы в последний раз заплатят как равные во всем, кроме числа лошадей в конюшне. Со следующего года вводится так называемый налог на автороскошь - редкий налог, фиксирующий в том числе реальные социально-экономические факторы. Правда, это, похоже, ненадолго, ведь сверху уже звучат предложения налог отменить, а взамен повысить акцизы на бензин. Поговорим о том, почему грядущая инициатива лучше последующей и о связи транспортного налога с реальностью, современной и исторической. читать полностью
В России появятся новые профессиональные стандарты

Агентство стратегических инициатив представило «дорожную карту» реализации указа Президента России Владимира Путина о создании в России 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Документ под названием «Создание национальной системы компетенций и квалификаций», разработанный при участии крупного российского и иностранного бизнеса, ведущих вузов страны и общественных организаций, вышел воистину революционным. читать полностью
Электроэнергетике пора пойти по рыночному пути

«Реформа электроэнергетики провалилась. Остановки роста цен не произошло, рыночные механизмы не запущены, притока частных инвестиций нет», - подвел итог десятилетних попыток государства сделать отечественный электроэнергетический сектор более эффективным председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев на круглом столе «Реформа электроэнергетики: выбор пути развития отрасли» в РИА «Новости». Провал реформ в электроэнергетике не замедлил сказаться и на промышленности, и на рядовых гражданах. Стоимость киловатта для населения пока ниже, чем в развитых странах, но разрыв быстро сокращается. А по расценкам для промышленных потребителей Россия уже обогнала США и приближается к странам ЕС. Это приобретает особое значение в условиях ВТО и отчасти является причиной падения объемов промышленного производства. читать полностью
Базовые отрасли промышленности вошли в пике

Замедление общеэкономического роста в стране становится сложно игнорировать. Это не «пауза», как аккуратно говорят высокие чиновники, а классическая стагфляция, когда спад производства сочетается с высокой инфляцией, которая в сегодня годовом исчислении составляет 7,3%. К февралю индекс промышленного производства впервые с 2009 года показал отрицательную динамику, снизившись на 0,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в феврале падение ускорилось до -2,1%. Стагнация в выпуске продукции базовыми отраслями промышленности наблюдается уже с конца 2011 года, и снижение темпов роста ВВП в январе до 1,6%, а в феврале – до нуля подтверждает развитие тренда. читать полностью
Российский малый бизнес в Китае: заработать сложно, но можно

Российско-китайское сотрудничество набирает обороты. Отечественные компании поставляют в Китай металлургическую продукцию, узлы и детали тяжелой техники, активнее проявляют себя логисты STS Logistics и Fesco. Как рассказал «ЦВ» глава представительства Торгово-промышленной палаты России в Китае Артем Вдовин, возможности экспорта в КНР сегодня рассматривают производители оборудования, программного обеспечения, инновационных строительных материалов, машинных масел и смазок и даже сигар российского производства. Однако для российского бизнеса в Китае почти нет нужной инфраструктуры, например, ориентированных на российского клиента кадровых и маркетинговых агентств. Потребность в специалистах, знакомых с культурой и спецификой ведения бизнеса в Китае растет. Этот спрос создал в Поднебесной отдельную полноценную нишу для малого российского бизнеса и частного предпринимательства.
читать полностью
Нефтегазовые концерны в странах «третьего мира» придерживаются «двойных стандартов»

Крупнейшие нефтегазовые корпорации – англо-голландская Royal Dutch Shell и американская Chevron – пытаются активно выходить на новые рынки. Недавно обе корпорации подписали договоры о геологоразведке и освоении месторождений сланцевого газа с украинскими властями. Однако украинские депутаты и общественность обеспокоены тем, что добыча сланцевого газа будет вестись по технологии гидроразрыва пласта, которая вызывает нарекания экологов во всем мире и была запрещена в ряде европейских стран. Насколько реальны опасения противников добычи сланцевого газа на Украине? читать полностью
Что станет с российским газом после распада Евросоюза

Вероятность распада ЕС, кто бы что не говорил, только увеличивается. Так, на днях британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил о вынесении вопроса о продолжении членства страны в Европейском Союзе на референдум. Чем это обернется для России в энергетической сфере? Представим, что перестают существовать европейские нормы регулирования, в том числе, и Третий энергетический пакет (ТЭП), вводящий ограничения на право владения и управления энерготранспортной инфраструктурой с целью разделения бизнесов по продаже и транспортировке газа. С помощью экспертов наша газета насчитала три базовых варианта развития ситуации, которые могут дополнять друг друга. читать полностью
Свобода передвижения в России ограничена и дорого стоит

За последние десять лет транспортная доступность в России – возможность использования населением общественного транспорта – снизилась вдвое. Если в 2000 году предприятия транспорта перевезли 44854 млн. человек, то в 2011 г. – всего 21891 млн. человек, по данным ежегодника Межгосударственного стратегического комитета СНГ «Евразийское экономическое сообщество в 2011 году». Транспортная стратегия до 2030 года в прошлогодней редакции дает прогнозное значение для 2012 года в 21792,8 млн. человек.
читать полностью
На то и сланцевый газ, чтоб «Газпром» не дремал

«Сланцевая революция» в США спровоцировала в западной прессе волну высказываний относительно заката империи «Газпрома». Многие отраслевые эксперты высказываются в том же ключе. Довершает картину прогноз Международного энергетического агентства (МЭА), предрекающий падение доли российских и ближневосточных производителей газа на мировом рынке с нынешних 45% до 35% к 2035 году. Хотелось бы, впрочем, несколько абстрагироваться от общего ажиотажа и посмотреть, каковы реальные перспективы того, что «сланцевая революция» в США повлияет на мировой энергетический рынок и Россию как одного из его ключевых игроков. читать полностью
Освоение Севморпути требует международной кооперации

Северный морской путь для России важен не только с точки зрения геополитики, но и экономики. Этот транспортный коридор, идущий вдоль северных берегов России, начали осваивать еще с 1920-х годов прошлого века. Послевоенное формирование в Норильске крупного металлургического комплекса, развитие алмазодобычи в Якутии, нефтедобычи в приобских районах – Самотлоре, Мегионе, Нефтеюганске и других, добычи драгметаллов на Чукотке и лесозаготовки в районе Енисея дали мощный импульс увеличению транспортных перевозок по Севморпути.
читать полностью
Российским автомобилистам предлагают газовать

Медленно, но верно набирает обороты программа газификации автотранспорта. Так, в июне этого года Президент России подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает, помимо прочего, сохранение прежнего финансирования муниципальных транспортных предприятий, переходящих на газ. Иными словами, выделяемые бюджетные средства будут рассчитываться исходя из цен на бензин даже в том случае, если финансируемые предприятия полностью переоборудовали свой автотранспорт под газ.
читать полностью
Закон о промышленной политике станет дефибриллятором для экономики

Депутаты Федерального Собрания РФ вернулись к работе над законопроектом о национальной промышленной политике, который был представлен на рассмотрение Государственной думе еще четыре года назад, и все это время пролежал без движения. Но на этот раз парламентарии настроены самым серьезным образом. Как сообщил зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк, закон может быть разработан и принят в течение года. Действительно, затягивать больше нельзя. По экспертным оценкам, в 2012 году ВВП промышленного производства увеличится всего на 0,5%-2%, а по данным Центра развития НИУ ВШЭ, реальный сектор стагнирует или имеет слабо отрицательный тренд последние полтора года. Негативные эффекты от вступления ВТО только осложнят ситуацию. Более сорока субъектов Федерации такие законы уже приняли, не хватает только коцептуального, обозначающего магистральное направление развития реального сектора документа. читать полностью