Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

16.07.201909:53

Социологи о «коммуналке»

Социологи о «коммуналке»
14 Июня 2012, 10:46
Текст:
Виктория Кашеварова
Версия для печати

Правительство РФ подводит оценки работы ЖКХ осенью-зимой 2011-2012 годов и обсуждает планы на будущее. На прошедшем заседании кабинета министров по данной теме отмечалось, что относительное сезонное благополучие состояния дел в отрасли объяснялось системной работой по повышению дисциплины предприятий ЖКХ, своевременным проведением ремонтных работ. Это точка зрения, бытующая в высших эшелонах власти. А что думают граждане?

За ответом на этот вопрос мы обратились в Фонд «Общественное мнение». С конца августа 2010 года люди чаще оценивают качество жилищно-коммунальных услуг там, где они живут, как плохое, нежели как хорошее, по данным на 1 апреля 2012 года - 58% против 29% соответственно.

Как пояснила специалист ФОМ Инна Иванова, «с годами соотношение положительных и отрицательных оценок не сильно меняется, но заметна тенденция к увеличению числа негативных отзывов. Особенно среди жителей малых и крупных городов, поселков городского типа, жильцов общежитий и коммунальных квартир. Положительные оценки с большей долей вероятности можно встретить среди москвичей и населения других городов-миллионников».

В 2009 году, отвечая на открытый вопрос (без вариантов ответа) о том, какие проблемы вызывают желание принять участие в акциях протеста, 13% россиян назвали рост цен и тарифов, в том числе, на услуги ЖКХ. С августа 2010 года незначительно, но растет число тех, кто считает сумму оплаты за услуги ЖКХ слишком большой: с 62% до 67% в 2012 году. В числе разделяющих эту точку зрения чаще можно встретить жителей малых городов и поселков городского типа, реже – москвичей.

По данным опроса 15-16 октября 2011 года, 62% респондентов подключены к центральной системе отопления, дома 37% отапливаются индивидуально. 55% россиян, которые подключены к центральной системе отопления, ответили, что у них топить начали. Большинство из этой группы ответили, что у них дома тепло или жарко.  Таких – 48% среди населения в целом. Холодно было в квартирах лишь 6% опрошенных, в основном, из-за слабой подачи тепла: «батареи еле теплые».

Возможно, эти цифры были бы иными, если бы в квартирах была предусмотрена возможность экономить тепло и регулировать нагрев батарей самостоятельно. А вот такая возможность лишь у 3% россиян, а у 59% ее нет. И эти цифры ярче всего свидетельствуют о том, что применение новых технологий энергоэффективности и энергосбережения не более чем тема для профессиональных дискуссий.

Подводя итоги, специалист Фонда «Общественное мнение» Инна Иванова отметила, что «учитывая грядущее повышение тарифов на услуги ЖКХ, вряд ли стоит ждать изменения тенденции в оценках ситуации. Скорее всего, число  негативно оценивающих качество ЖКХ останется высоким, как и тех, кто считает коммунальные платежи слишком большими».  

Говоря же о динамике качества услуг ЖКХ за прошедшие 10 лет, то, начиная с февраля 2001 года, преобладающим остается мнение об отсутствии изменений: 63% против 23% тех, кто говорит об ухудшении, и лишь 10% опрошенного населения замечают улучшении. Вот и выходит, то ли граждане «по жизни» всем недовольны, то ли власти за чем-то не досматривают и не замечают, во всяком случае, муниципальные.