Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

22.02.201819:13

Тайны сарматов ждут своего исследователя

Тайны сарматов ждут своего исследователя
28 Сентября 2012, 00:01
Текст:
Ольга Слинькова
Версия для печати

Азовская уникальная золотая коллекция часто путешествует по миру. Экспозиция, подготовленная сотрудниками местного краеведческого музея - «Сокровища кочевников Евразии» - побывала в Японии, Швейцарии, Франции, Великобритании и многих других странах. Но до недавнего времени она находилась в запасниках музея, поскольку не было возможности ее открыто выставлять из-за отсутствия помещения, оборудованного сигнализацией. Да и сейчас доступ к ней ограничен.

Вот что любопытно. Термин «сарматское золото» был введен в археологическую науку только после того, как в 1987-1988 гг. известным археологом Анатолием Пшеничнюком на юге Оренбургской области при раскопках Филипповских курганов V-IVвв. до н.э. были обнаружены  уникальные золотые изделия. Между тем, ранее, еще в 1982 г. азовский археолог Евгений Беспалый при раскопках курганов на Приморской оросительной системе обнаружил тайник, в котором было 2 великолепных бронзовых котла с ручками в виде животных. Там же был зарыт парадный сервиз: серебряный с позолотой кувшин с ручкой в виде сидящей гиены, четыре двуручных серебряных канфара (небольших кувшина), серебряная кружечка с ручкой-пантерой и золотая чаша, имитирующая виноградную гроздь, весом более чем полкилограмма.

Сейчас считается, что это было  сарматское захоронение, но раньше его многие идентифицировали как скифское. С 1982 по 1986 гг. в Азове было исследовано более 200 курганов. Находки шли одна за другой. Евгением Беспалым были найдены серебряный с позолотой кубок с изображением рельефов мух, золотые обкладки ножен кинжала. Отметим и изумительной красоты находку 1986 г. на окраине Азова в сарматском кургане первых веков нашей эры: парадная конская упряжь и парадный  кинжал  с золотой рукоятью, инкрустированный лазуритом, гранитом, сердоликом. На рукояти изображена сцена борьбы орла с верблюдом: пикирующий орел клювом схватил своего противника меж горбами.

В Арапском зале Зимнего дворца  на основе представленных азовским краеведческим музеем экспонатов Государственный Эрмитаж устроил выставку «Сокровища сарматов». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский тогда писал: «Удивительные находки конца 1980-х гг., экспонируемые в Азовском музее, стали сенсацией. Прекрасный кинжал в золотых ножнах, золотые фалары со львами и античными камеями, браслеты и нарядная конская сбруя и многое-многое другое. Золото и камни — наследие сарматских племен, живших на Нижнем Дону и Нижнем Поволжье в I-IV вв. н.э.».  

Что же касается  Южного Урала, который кое-кто готовился объявить чуть ли не главным  центром Сарматии, то ему теперь отведена роль одного из крупных культурных, экономических и политических центров Степной Евразии. Это не случайно. Сарматы долгое время  считались одним из забытых древних народов мира. Да и сегодня о происхождении этого народа, несмотря на то, что о нем упоминали древние и средневековые авторы,  циркулирует немало мифов. К примеру, некоторые наиболее «продвинутые» современные авторы со ссылкой  на «Велесову книгу» утверждают, что сарматов никогда не существовало, а их места занимали племенные союзы русов и славян; найденные археологами множество изделий из серебра, золота и сплавов драгоценных металлов можно считать предметами быта славян.

Более того, предложенная версия  рисует экзотическую геополитическую схему. Оказывается,  под Сарматией надо понимать пространственный и временной комплекс самобытной цивилизации, центральное ядро которой занимало территорию от Днестра до Урала и от Ледовитого океана на севере до Черного моря, включая Кавказ и Малую Азию на юге. Что касается территории Большой России, то она имела 3 хромосомы. Белая Русь – первородная субстанция (Гиперборея), из которой выделилась женская сущность Сарматия, которая «породила»  Красную Русь или Украину (мужскую сущность). Ядром Сарматии считается  Поволжье - пространство от реки Дон до Урала. Именно это есть, якобы, тот самый первородный мир, из которого потом вышли  три «царства» – Белоруссия, Россия и Украина.

Но благодаря археологическим раскопкам, проводившимся в разное время на юге современной России, в степях Заволжья, на Украине и в Венгрии, удалось, хотя и фрагментарно, воссоздать историю сарматов. Европейский историк Тадеуш Сулимирский, долгие годы отдавший изучению этой проблемы, пишет: «История сарматов, охватывающая более тысячелетия, развивалась на обширных пространствах – от Алтая и Сибири на востоке до Карпатских гор на западе, а если рассматривать также историю отколовшихся от них групп, то территория их обитания протянется на запад до Франции, Испании и Британских островов и на восток до Восточно-Китайского моря. Сарматы никогда не образовывали единого государства; культуры различных их групп и племен всегда отличались друг от друга. Этот факт необходимо учитывать при попытках воссоздать их историю, поскольку в противном случае картина получится искаженной».

Действительно, только сопоставляя  данные археологии и сохранившиеся письменные свидетельства, можно дать более адекватную картину расселения сарматов. В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, как пишет Геродот, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии: «За рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на 15 дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), также помещает сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю. Римский историк  Клавдий Птолемей писал о двух Сарматиях. Европейской Сарматией он именовал территорию Северного Причерноморья от устья Истра (Дуная) до устья Танаиса (Дона). Азиатской Сарматией - территорию от Танаиса до Коракса (современный Кодор).  

Очевидно и то, что сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга. Но кто они - тюрки, как считают одни, или ираноязычные? Слово российскому историку Анатолию Абрашкину: «Сарматы — это обобщенное название народов, обитавших в степях Казахстана и Средней Азии, оно является искаженной формой этнонима племени савроматов, ближайших соседей скифов, живших между Доном и Волгой. Явившись вначале как завоеватели, сарматы впоследствии растворились в скифской среде. Для многих греков и римлян они автоматически стали «скифами», что вполне объяснимо, поскольку скифские и сарматские племена были близкородственными.  

Об этнической близости этих народов сообщал и Геродот, писавший, что савроматы говорят на скифском языке, но «с ошибками». К схожим выводам пришли и наши отечественные археологи, установившие, что в сарматскую эпоху в значительной степени преобладали курганы с могилами, где по старому (скифо-арийскому) обычаю строили деревянные столбовые гробницы (нередко их в ритуальных целях сжигали). Отсюда они сделали вывод, что с приходом сарматов изменился лишь тип материальной культуры, само же население в значительной степени осталось на своих местах. Раздробленность и межплеменные раздоры привели к утрате скифами доминирующей роли на юге России. Этим воспользовались более организованные и более сильные к тому времени в военном отношении сарматы.

Первыми из них в причерноморских степях появились язиги (асы, асии, асианы), за ними последовали роксаланы, затем сираки и аорсы, а уж последними пришли аланы. После пересечения Южной Руси в своем движении на запад язиги осели более чем на 2 столетия на берегу Черного моря между устьем Днестра и нижним Дунаем, в области, примерно соотносимой с той, что позднее стала известна как Бессарабия. Роксоланы располагались к востоку от них, оккупировав степи между Днепром и Доном. Территория, подконтрольная сарматам-роксоланам, не ограничивалась областями Южной Руси, хотя именно здесь и находилась резиденция их правителей. Значит, сарматы в начале новой эры обитали не только в степи, но и на территории Белоруссии, и в полосе Средней России. Лес и степь Восточно-Европейской равнины заселял единый народ!».

Тем не менее, для исследователей неясна этническая принадлежность сарматов. Историки договорились относить их к ираноязычным племенам, но это суть обозначение одного непонятного феномена другим именем. Из каких народов, известных историкам в прежнее время, сложилась сарматская общность? Неясно. Если же считать их самостоятельной общностью, покинувшей Причерноморье, то неведомой загадкой остается конечный пункт их миграции. Если он находится в Европе, то где именно?

Так что молчаливая южная степь России уже 2 тысячи лет хранит тайны затерянного в веках народа. Нам же остается только любоваться оставленными им золотыми украшениями. И еще. Похоже, что сегодня археология переживает настоящий сарматский бум. Участились сообщения о находках самых различных сарматских сокровищ. Недавнее - сенсационное открытие южноуральских археологов. В степях под селом Кичигино обнаружено древнее захоронение сарматских воинов. В могильниках, которые датируются IV в. до н. э., ученые нашли не только редкие предметы быта, но и целую коллекцию золотых украшений.

Археологи предположили, что здесь находятся родовые могилы одного знатного семейства кочевников. Найдены оружие, украшения, предметы быта. По мнению специалистов, это то самое легендарное сарматское золото, которое может в корне переменить представление о месте сарматов в современной археологии. Бронзовый котел для варки зелья, зеркало, кольца, браслеты и самая ценная часть коллекции - золотая гривна с изображением мифических животных. Такой экспозиции позавидовал бы любой музей мира. Так что сарматская мистерия продолжается.