Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

17.08.201823:27

В московском метрополитене куда-то пропали 4 миллиарда пассажиров

В московском метрополитене куда-то пропали 4 миллиарда пассажиров
21 Марта 2012, 11:52
Текст:
Виктория Кашеварова
Версия для печати

Действительно, если верить годовым отчетам московского метрополитена, то количество пассажиров неукоснительно снижается. Среднесуточная перевозка пассажиров в 2010 году по сравнению с 1986 годом уменьшилась на 580 тысяч человек. Помимо того, что эти данные противоречат здравому смыслу, они не сходятся и с данными переписи населения, которые свидетельствуют о том, что население Москвы выросло на 2,7 млн человек. И это лишь официальные цифры, но ведь, кроме того, ежедневно подземкой пользуются сотни тысяч гостей столицы, которые попросту не зарегистрированы в городе.

Исходя из представленных данных, наибольшее снижение пассажиропотока произошло в 2005 году. По сравнению с 2004 годом он уменьшился более чем на 1,6 миллионов человек. Куда делись все эти люди? Стали ездить на собственных автомобилях, велосипедах, отдали предпочтение пешим прогулкам? При этом не заметно, чтобы давки в метро стало меньше. С 2005 по 2010 падение составило еще 0.72 млн. человек. Скромнее, но тоже довольно существенно. Если сложить все потери, то получается, что с 2005 по 2010 год метрополитен недосчитался 3.943 миллиардов пассажиров!

Мы обратились за комментарием к руководителю экспертного центра Probok.net Александру Шумскому. «Пассажиропоток начинает резко падать с 2004-2005 годов, и это не может соответствовать действительности. Получается, что в 2010 году пассажиропоток снизился по сравнению с 1986, а это в принципе невозможно. Ведь и станций больше стало, и протяженность линий увеличилась. Соответственно, вывод  у меня один: либо это московские власти так хорошо «работали», либо какую-то отчетность изначально пытались завышать, чтобы какие-то бюджетные деньги по своему усмотрению использовать», - пояснил Александр Шумский.

Как подсчитали эксперты Probok.net, если взять минимальную стоимость проезда в московской подземке 17.6 рублей (месячный проездной билет на 70 поездок) и умножить на потери в 3, 943 миллиардов пассажиров, то получится 69.4 миллиардов рублей. Расчет специально произведен в ценах 2011-2012 года, так как с 2005 по 2011 год цена одной поездки возросла с 13 до 28 рублей.

Впрочем, как заметил Александр Шумский, можно найти и другое объяснение уменьшению количества пассажиров. Допустим, что в отчете за 2010 год приведена верная цифра. Это означает, что до 2005 года умышленно завышалось количество перевезенных пассажиров. И, если не совсем понятно, зачем это было делать в советское время, то в девяностые и в начале 2000-х это имело смысл.

Дело в том, что около 40% пассажиров метро – льготники. Плата за их проезд поступает из бюджета города. Соответственно, чем больше пассажиропоток, тем больше льготников и субсидий из бюджета. В 2005 году была проведена монетизация льгот, все бабушки, дедушки и другие льготники получили социальные карты. До этого они проходили не через турникеты, а через работников метро, которые и предоставляли данные. Теперь же их стали более тщательно учитывать. В результате, пассажиропоток упал на 1.61 млн. человек. Интересная закономерность. Причем, снижение количества пассажиров продолжилось и после введения социальных карт.
 
Мы попытались получить разъяснения непосредственно в московском метрополитене. Пресс-служба данные умозаключения и рассуждения комментировать не стала, сославшись на то, что в ее новостях есть вся необходимая информация. Действительно, ежемесячно московский метрополитен публикует отчеты, свидетельствующие об уверенном росте пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но вот еще немного цифр.

В январе 2012 года пассажиропоток, по данным метрополитена, вырос на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: всего в этом месяце метрополитеном воспользовались 176 миллионов 342 тысячи пассажиров. При этом, как отмечается в материале, максимум был зафиксирован 17 января: в этот день метро воспользовалось 8 миллионов 126 тысяч 131 человек. Смотрим отчет за 2004 год и видим, что средняя цифра перевозок в январе составила 8 миллионов 890 тысяч 200 человек. То есть в самый «богатый» на пассажиров день января 2012 года, подземкой воспользовалось более чем на 700 тысяч меньше людей, чем в среднем в январе 2004 года. Такая вот занимательная арифметика.