Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:58

Экономика

Власть в плену юридической схоластики

Власть в плену юридической схоластики
15 Февраля 2012, 09:00
Текст:
Станислав Тарасов
Версия для печати

Министерство экономического развития РФ рассматривает возможность введения налога на роскошь. Об этом сообщила  глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Однако на фоне действительно сложных экономических проблем, особенно в свете  перманентного  реформирования, эта формула затронет от силы 3-5 % граждан страны.

Непонятно также, как можно готовить закон в ситуации, когда не разработан необходимый юридический понятийный аппарат.  Что такое роскошь вообще? В начале 90-х годов в государственном реестре к роскоши относили видеомагнитофоны, импортные стиральные машины и многую другую бытовую технику иностранного производства. Сегодня эти предметы можно увидеть почти в каждом доме.

Поэтому, когда министр Набиуллина говорит о том, что так называемый налог на роскошь кроме дорогой недвижимости также будет распространяться и на дорогие автомобили, а Председатель Правительства РФ Владимир Путин уточняет, что этим налогом «нельзя наносить ущерб среднему классу», рядовой гражданин, по сути, заводится в джунгли понятийного аппарата.

Сразу возникает еще один вопрос - а кого сегодня относить к так называемому среднему классу? Неслучайно, по словам Эльвиры Набиуллиной, «шкала налога еще не предложена, расчеты по ней ведутся». Владимир Путин в свою очередь констатирует: вопрос о вводе налога на роскошь «политически решен» и «новая мера должна затронуть только такое личное сверхпотребление, как «огромные дом или земельный участок, колоссальный самолет, суперяхта, суперавтомобиль». Заметим в этой связи, что все эти самолеты и яхты  уже давно приписаны к зарубежным аэропортам и портам: пойди - достань.

Конечно, многое в оглашаемой словесной неразберихе можно приписать идущей избирательной кампании, которая, кстати, осуществляется далеко не лучшим способом. Взять хотя бы озвученные суждения относительно проведенной в 90-е годы приватизации. «Нужно легитимизировать частную собственность и изменить отношение простых граждан к частной собственности, в том числе, крупной,- призвал на днях президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. - Двигаться надо шаг за шагом в сторону социально ориентированной приватизации тех государственных активов, которыми сейчас располагает государство».

И тут сразу возникает очередной ворох вопросов. Как быть с разработанной по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева программы  «второй волны» приватизации, если первая устами Владимира Путина квалифицирована как «несправедливая»?Напомним, что речь идет о  намерении власти до 2017 приватизировать четырнадцать госкомпаний и частично – еще четыре.

Государство намерено выйти из капитала Роснефти, ВТБ, Русгидро, Зарубежнефти, Объединенной зерновой компании (ОЗК), Интер РАО, Совкомфлота, Шереметьево, Аэрофлота, Алросы, объединенного Ростелекома, Россельхозбанка, Росагролизинга, Государственной транспортной лизинговой компании. Однако не запоздала ли власть с выходом на старт нового приватизационного скачка? Тем более, что после состоявшихся парламентских выборов ситуация в стране заметно изменилась: политический маятник качнулся в сторону левых, проводить в дальнейшем намеченный приватизационный курс будет непросто.

Поэтому экспертное сообщество, анализируя  предвыборные заявления кандидатов в президенты, пожимает только плечами. Слова - они и есть слова. Когда же начнутся дела, станет ясно, кто сегодня «богатый» и готов платить налог на роскошь, а кого считать «бедным», но тоже с налогом.