Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

14.12.201711:17

Экономика

Электричество в пределах нормы

Электричество в пределах нормы
14 Августа 2013, 19:40
Текст:
Ксения Лактионова
Версия для печати

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о введении с 2014 года на всей территории страны социальной нормы потребления (СНП) электроэнергии для населения. Обещают, что тарифы для потребления сверх нормы в 2014 году не будут превышать тарифы СНП более, чем на 30%. Затем, в течение трех-пяти лет, они будут повышены до экономически обоснованных. 

Методику определения размера СНП разработает Минрегион, методику определения тарифов в пределах соцнормы и сверх нее – ФСТ России. Определять размер социальной нормы будут уполномоченные органы субъектов РФ, занимающиеся регулированием тарифов и нормативов потребления. При этом будут учитываться климатические условия, типы домохозяйств и помещений, число проживающих. Например, СНП будет выше в домах с электроплитами, предусмотрены льготы для инвалидов и пенсионеров, поправочные коэффициенты для ветхого и аварийного жилья. Социальная норма не будет применяться, если в квартире никто не прописан и/или неисправны приборы учета.

В Минэнерго нововведение полностью поддерживают. По словам представителя департамента развития электроэнергетики министерства Андрея Максимова, «у населения будет вырабатываться базис энергосбережения». Кроме того, это позволит сократить перекрестное субсидирование - перекладывание оплаты энергопотребления населения на промышленные предприятия региона. По оценкам директора Фонда энергетического развития Андрея Листовского, объем перекрестного субсидирования,  «который давит на промышленность», составляет сегодня 250 млрд рублей. СНП будет вводиться поэтапно: до конца этого года планируется расширить географию проекта с пяти пилотных регионов до 15-20, а в 2014 году ввести соцнорму повсеместно.

В ряде регионов СНП действует не первый год, например, в Забайкальском и Красноярском крае, в Нижегородской, Владимирской и Орловской областях. Так что можно посмотреть, как она реализуется на практике. Например, в Забайкальском крае, где СНП применяется с 2006 года и составляет 65 кВт/ч, установлены тарифы 1,92 рублей за кВт/ч в пределах СНП и 3,19 рублей за киловатт – сверх СНП.

В Нижегородской области СНП установлена в зависимости от числа проживающих и составляет 50 киловатт на одного человека. При одноставочном счетчике для квартир с газовыми плитами киловатт в пределах соцнормы в 2013 году стоит 2,72 рубля, сверх нормы - 4,84 рубля. То есть разрыв в тарифах составляет не 30%, а 85%. Двухставочные и трехставочные тарифы также отличаются примерно вдвое.

Во Владимирской области СНП составляет от 50 до 90 кВт/ч в зависимости от количества проживающих и степени благоустройства жилья. В первом полугодии 2013 года электричество для квартир с газовыми плитами стоило 2,98 рубля для СНП и 3,76 рубля за киловатт сверхпотребления. Во втором полугодии оно cтоит 3,34 и 3,99 рублей, соответственно. То есть стоимость киловатта в рамках соцнормы растет параллельно со стоимостью «рыночного» киловатта, разница в процентном соотношении сохраняется.

У экспертов, оценивающих нововведение, возникает несколько принципиальных вопросов к инициативе в ее текущем воплощении. Во-первых, проект предполагает установление СНП для каждого домохозяйства индивидуально, в зависимости от числа проживающих, состояния и оснащения жилья техникой. «Соцнорма будет дифферинцироваться с учетом состава семей, наличия котлов, электрических водонагревателей. Эту информацию будут собирать энергосбытовые компании и учитывать», - заявила начальник департамента разработки и сопровождения методологии НКП Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, заведующая кафедрой энергосбережения и энергоэффективности Экономико-энергетического института Ольга Селляхова. На практике это означает, что энергосбытовым компаниям придется завести «паспорт» для каждого домохозяйства, где указано состояние жилья, характеристики бытовой техники, число проживающих. Пока не совсем ясно, как будет проводиться такая поквартирная ревизия, будет учитываться количество прописанных в квартире человек или же число проживающих в ней по факту. Однако очевидно, что такой подход к учету энергопотребления увеличит расходы на администрирование системы учета в разы. Можно с большой долей уверенности предположить, что возросшие издержки энергопоставщики будут закладывать в тарифы. Кроме того, если цель введения социальной нормы потребления заключается в уменьшении перекрестного субсидирования, зачем вводить ее в регионах, где такого субсидирования практически нет, например, в Москве, где тарифы одни из самых высоких в стране? Более избирательный подход существенно снизил бы затраты на содержание системы, а значит и нагрузку на потребителей.

Во-вторых, в результате введения СНП может ухудшиться качество жизни населения с низким уровнем доходов. Предполагается, что СНП простимулирует энергоэффективное поведение граждан. Однако, как считает директор направления Городское хозяйство Института экономики города Сергей Сиваев, «речь пойдет не о эффективном энергосбережении, а о том, что люди, которые не могут купить новую технику, низкодоходные группы, в льготную категорию попадать не будут». Бремя повышения энергоэффективности жилища целиком ляжет на плечи жильцов. Хотя, например, в благополучной, насквозь «рыночной» Калифорнии, где энергопотребление на человека гораздо выше российского, любому жителю штата, сменившему старый холодильник на более энергоэффективный, энергопоставщик возвращает 74 доллара в качестве поощрения.

В-третьих, в постановлении предполагается установление социальной нормы в зависимости от типа жилья, например, ее увеличение для проживающих в ветхом жилом фонде. Однако, как отмечает заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Cемикашев, «нормы коснутся большей часть населения, но не тех, кто обогревает бассейны». Представляется, что те, кто может позволить себе владение элитной недвижимостью в городе или за городом (для сельской местности, кстати, тарифы ниже городских), вряд ли заметят рост расходов на электроэнергию и перейдут в режим экономии. Зато для одинокого пенсионера будет серьезным испытанием уложиться в норму 50 киловатт. Здесь можно было бы обратить внимание на английскую практику тарификации услуг водоснабжения - британцы оплачивают его как процент от стоимости недвижимости. По данным исследования компаний MR Group и «БЕСТ-Новострой», введение социальной нормы на энергопотребление практически уравняет расходы на электроэнергию владельцев квартир и апартаментов, которые де-юре не являются жилым фондом, и нововведение их не коснется. Если учесть, что в перспективе социальная норма будет введена для водопотребления, отопления и газоснабжения, квартиры и апартаменты окончательно сравняются в затратах на эксплуатацию.

В целом же очевидно, что эта инициатива, безусловно имеющая под собой рациональную основу, нуждается в переосмыслении. К примеру, можно было бы рассмотреть вариант установления приближенных к рыночным тарифов на электроэнергию для разных регионов страны параллельно с запуском программы «точечного» предоставления льгот нуждающимся в них гражданам и установлением действительно высоких тарифов для сверхпотребления, например, более 600 кВт.