Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.06.201714:59

Экономика

Как компенсировать дефицит бюджета

Как компенсировать дефицит бюджета
5 Июля 2013, 17:46
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Вчера правительство одобрило проект бюджета на 2014-2016 годы, спланированного исходя из инновационного сценария развития экономики.

Доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13,520 триллиона рублей, расходы – 13,847 триллиона. В 2015 году доходы планируются на уровне 14,780 триллиона рублей, расходы – 15,236 триллиона рублей. В 2016 году доходы оцениваются в15,831 триллиона рублей, расходы – в 16,374 триллиона рублей. Ненефтегазовые доходы ежегодно будут увеличиваться в номинальном выражении, по отношению к ВВП оставаясь на уровне 10,1%.

Однако аналитики нашли в документе принципиальное расхождение с текущими экономическими трендами. Как отметил директор Института стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев на круглом столе, посвященном новому проекту бюджета, его авторы исходят из роста ВВП 3,7% в 2014 году, хотя экономика замедляется, и реальные темпы ее роста к концу этого года снизятся до нуля. «Показатель ВВП не внушает доверия. Проект бюджета противоречит требованиям достоверности, закрепленным в Бюджетном Кодексе», - заключает эксперт.

Действительно, разница между нулевым ростом и заложенным в бюджет ростом в 3,7% в 2014 году на практике означает недополучение примерно 500 млрд. рублей дохода.
Если это учесть в проекте бюджета, дефицит сразу же увеличится, и мы увидим, что страна фактически возвращается к нефтяной ренте, которая год от года будет составлять все большую часть госдоходов.

Есть две возможные стратегии поведения в ситуации, когда не хватает средств на выполнение гособязательств, не выполнять которые нельзя (многие из них относятся к категории неснижаемых - проведение Олимпиады, капитальный ремонт и переселение из ветхого и аварийного жилья, реализация инфраструктурных проектов и другие).

Первый вариант – «разбить кубышку» и/или использовать займы. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что может быть «распечатан» резервный фонд. «Закладывая сегодня в основу бюджета излишне оптимистичные прогнозы, мы рискуем столкнуться с ростом дефицита и необходимостью его покрытия из резервного фонда. Мы снижаем наш план по пополнению подушки безопасности», – сообщил министр на заседании правительства.

Что касается заимствований, как объясняет первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко, внутренними они будут или внешними – это вопрос стоимости в среднесрочной перспективе, рационального экономического поведения, а не политики. С другой стороны, политических рисков никто не отменял. Не даром государства, имеющие возможность занимать на внутреннем рынке, пользуются ею в первую очередь. Например, Япония имеет весомый госдолг, однако все эти займы связаны с инвестированием пенсионных средств своих граждан.

Второй вариант – перераспределение расходов и повышение эффективности реализации госпрограмм. «Вряд ли удастся снизить объем существующих расходов, но перераспределить их по статьям необходимо, - считает директор Института «Центр Развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. - Плановая структура расходов федерального бюджета перекошена, есть несоответствие между доходами и имеющимися обязательствами».

Эта проблема обозначена и в бюджетном послании президента, где говорится, что «планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными. Не удалось в полной мере обеспечить приоритезацию структуры расходов бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры».

На днях вице-премьер РФ Ольга Голодец раскритиковала новый бюджет за недофинансирование ряда ключевых соцпрограмм. Среди них - программы развития детских садов, выплаты материнского капитала, помощь детям-сиротам. Между тем, именно на соцпрограммах эксперты советуют фокусироваться в условиях бюджетного дефицита. Безусловно, принципы их реализации нужно скорректировать.

К примеру, можно пересмотреть программу стимулирования рождаемости. «Увеличить рождаемость – не значит решить демографическую пролему. Человеческий потенциал должен быть качественным, нужны инвестиции в образование, здравоохранение», - справедливо замечает старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Татьяна Тищенко. Эксперт предлагает иные стимулирующие меры, например, снижение подоходного налога для многодетных семей.

По мнению Владислава Онищенко, расходы на выполнение гособязательств нужно определять в рамках госпрограмм. «Трудность перехода от сметного принципа к программному в том, чтобы по-максимуму достичь целей программы при имеющемся бюджете. Пока же ведомства сохраняют практику просить больше, чем нужно», - говорит эксперт.

Госсектору было бы также весьма полезно перенять практики корпоративного управления из коммерческого сектора, где грамотная оптимизация издержек и рост эффективности – главные ключи к успеху. Не секрет, что резервов пополнения бюджета достаточно. Например, за счет более активного воплощения в жизнь планов приватизации государственных компаний. Сегодня она идет очень вяло, что уже оборачивается сотнями миллиардов недополученных доходов. По оценке ФНС и Федеральной таможенной службы, недопоступление доходов в этом году может составить до триллиона рублей. Не только из-за срывов планов приватизации, но и вследствие проблем с уплатой НДС и налога на прибыль.

Пока же решение проблемы дефицита бюджета идет по классической схеме небольшого урезания финансирования на всех направлениях. Так наряду со снижением расходов на социальную сферу, планируется сократить затраты на космическую программу. На 2015 год Минфин предлагает урезать их с 208 до 198 миллиардов рублей. Было бы логичным параллельно провести масштабную реформу и модернизацию отрасли, но о таких намерениях пока ничего не слышно.  

Напомним, что премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития представить до конца августа проект бюджетной стратегии России на период до 2030 года. В ситуации, когда трехлетний бюджетный план вызывает столько вопросов, такая долгосрочная стратегия выглядит утопичной. Однако такой документ необходим хотя бы в качестве декларации о намерениях, сигнала всем общественным институтам и бизнесу.