Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

13.11.201911:16

Экономика

Дальний Восток и Байкальский регион станут ОЭЗ?

Дальний Восток и Байкальский регион станут ОЭЗ?
27 Марта 2012, 10:57
Текст:
Анна Маркова
Версия для печати

Очевидно, что модернизация базовой инфраструктуры региона невозможна без участия государства из-за высокой стоимости и длительного срока окупаемости проектов. Среди факторов, затрудняющих реализацию ГЧП, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Геннадий Алексеев назвал отсутствие нормативной базы, которая гарантировала бы возврат частных инвестиций в инфраструктуру, сложность долгосрочного тарифного регулирования, длительные процедуры принятия решений и противоречивую оценку рисков.

«Зачастую отсутствует комплексный подход к формированию инвестиционных инициатив. Все проекты в основном долгосрочные, капиталоемкие, энергоемкие и требуют длительного проектирования и кредитования», - отметил Геннадий Алексеев.

На сегодняшний день Фонд осуществляет свою деятельность в двенадцати регионах. Общий лимит его участия в инвестпроетах до 2015 года составит 70 млрд. рублей при общем объеме финансирования в экономику Дальнего Востока и Байкальского региона в 350 млрд. рублей. Сейчас эксперты Фонда проводят анализ порядка трех тысяч инвестпроектов, направленных регионами в разное время в различные органы власти. Для реализации планируется отобрать 20-30 проектов, способствующих комплексному развитию территорий.

По мнению Геннадия Алексеева, для успешного развития ГЧП необходимы совершенствование нормативной базы, внесение изменений в бюджетное законодательство, законодательство о госзакупках, поправки в налоговый кодекс, законы о защите конкуренции, о теплоснабжении и энергетике.

Нужно обеспечить формирование проектов комплексного развития территорий по кластерному типу, применение системы tax increment financing - организацию финансирования инфраструктуры за счет внебюджетных средств с последующей компенсацией затрат из доходов всех уровней бюджета, появившихся благодаря снятию инфраструктурных ограничений. Есть необходимость в создании координирующего органа на федеральном уровне, подобного тому, который был создан для развития Северо-Кавказского федерального округа.

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт подчеркнул, что модернизация Байкало-амурской магистрали даст мощный импульс не только развитию экономики Хабаровского края, но и ряда регионов Восточной Сибири. Однако с учетом таких проектов как создание особой портовой экономическая зоны Советская гавань, к 2015 году потребуется увеличить пропускную способность железной дороги до 100 млн. тонн в год, то есть в шесть раз. Это станет возможным только при объединении усилий государства, «РЖД» и частного бизнеса.

Отметил губернатор и проблему оттока населения и указал на необходимость создания системы преференций и продуманной миграционной политика. На повестке дня краевой администрации - создание фонда временного жилья для трудовых мигрантов, в том числе и с привлечением частного капитала.

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский считает, что создание более благоприятных условий для проживания вполне возможно, «поскольку население региона составляет всего 7-8% от населения страны, и повышение коэффициентов финансирования ипотечных программ, здравоохранения, образования и прочих практически не отразится на других регионах России».