Экономика
Россия одной ногой вступила в ВТО
Директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ Максим Медведков считает, что в ходе переговоров что-то удалось лучше, что-то хуже, но, в целом, достигнут баланс: «Мы добились лучшего из того, что можно было сделать». Тем не менее, председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов предупредил, что процедура ратификации пакета документов о членстве в ВТО будет непростой: «За переговорные 18 лет Россия, даже в статусе страны - претендента на вступление в ВТО брала на себя обязательства как страна, уже являющаяся членом ВТО. Мы снижали пошлины на импорт. Нас в такой ситуации держали 18 лет. Мировое сообщество от России уже получило определенные дивиденды в виде благоприятствования для товаров других стран, а для наших товаров другие страны такую ситуацию не обеспечивали».
Конечно, присутствие в ВТО - кульминация сложных процессов, связанных с интеграцией России в мировую экономику. Страна, входящая в двадцатку крупнейших мировых держав (G20) с экономикой в 1,2 трлн долларов, до сих пор не является членом Всемирной организации, регулирующей процесс мировой торговли. Считается, что присоединение к ВТО может дать положительный эффект и в плане привлечения капитала в Россию, позволит изменить ключевые элементы внешнеторгового национального законодательства, улучшить бизнес-климат.
Как утверждает генеральный секретарь ВТО Паскаль Лами, «иностранные инвесторы, зная, что российский экспорт гарантируется таким же уровнем доступа на рынок, как в случае с другими членами ВТО, будут расценивать Россию как более привлекательное место для инвестиций». Лами знает, о чем говорит, ведь будет снято более ста ограничений, напрямую затрагивающих российские коммерческие интересы.
Речь идет о снижении антикризисных пошлин на автомобили, некоторые товары химической и металлургической промышленности, отмене квот в отношении многих российских товаров - химии, металлургии и сельхозпроизводства. Однако ряду секторов российской экономики, прежде всего, пищевой промышленности и машиностроению, в меньшей степени – легкой промышленности, вступление в ВТО принесет большие проблемы.
В результате, становится совершенно очевидно, что необходима модернизация существующих объектов инфраструктуры и строительство новых. Важнейшей задачей является привлечение зарубежных инвестиций в строительную отрасль для реализации инфраструктурных проектов и развития регионов. Речь идет о новых условиях пользования землей, обеспечении защиты интересов инвесторов, работе по совершенствованию системы налогообложения, разработке инвестиционных проектов совместно с иностранными государствами, развитии механизмов государственно-частного партнерства (Public Private Partnership). Все это связано с осуществлением совершенствования нормативно-правовой базы в строительной отрасли.
Должен получить развитие и механизм реализации инфраструктурных проектов на основе новой для России формы ГЧП – Контрактов жизненного цикла (Life Circle Contracts), уже более 15 лет широко применяемой в Европе. Таким образом, становится очевидной необходимость внедрения в России альтернативной системы технического регулирования строительной отрасли, в том числе и для возможности применения новых механизмов ГЧП.
Правда, сейчас все оценки и выводы зависят от того «кто считает и как считает. Ясность наступит только тогда, если для России сам факт вступления в ВТО послужит стимулом для действий в сторону претворения в жизнь реформ по улучшению условий для развития бизнеса в стране, диверсификации экономики. Следующей организацией, куда наша страна собирается подать заявку на вступление, станет Организация экономического сотрудничества и развития.