Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

24.10.201710:39

Стройкомплекс

Крым ждет стройка, большая и дорогая

Крым ждет стройка, большая и дорогая
25 Июня 2014, 23:26
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Полуостров в нагрузку
  
Присоединив Крым Россия получила преимущественно аграрный регион со слабо развитой промышленностью и деградировавшей инфраструктурой. С бременем модернизации и экономического подъема республики нам не только придется справляться совершенно самостоятельно, но и попутно преодолевать противодействие со стороны США и ЕС. Эксперты считают, что все санкции ЕС против Крыма направлены в основном против России, то есть на истощение российского бюджета. Нам же представляется, что сам факт приобретения Крыма и без европейских санкций произвел на федеральный бюджет большую нагрузку.

Крым 1.jpg

Ущерб от европейских санкций в масштабе предстоящих России расходов в Крыму видится каплей в море. Напомним, что на днях ЕС принял пакет экономических санкций против Крыма, закрыв свой рынок для товаров с Крымского полуострова (импорт возможен только если товары имеют украинскую сертификацию). Такое решение было принято в свете готовящегося к подписанию с Украиной соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС (Deep and Comprehensive Free Trade Area, DCFTA), которое может состояться уже 27 июня. После введения санкций республика лишилась торговых партнеров в лице Германии (10% товарооборота) и Италии (3,7%). С учетом заморозки торговых отношений с США (5,9%) получается потеря порядка 20% экспорта. Существенно, но не смертельно.

Более чувствительным, чем все санкции ЕС, для Крыма стало прекращение торговых отношений с Украиной. Старые связи уже разрушены, а новые еще не построены. Как Крым будет интегрироваться в российскую экономику – большой вопрос, но не главный. Главное – сколько будет стоить интеграция и насколько эффективно получится ее осуществить.

Куда ни пойди, упрешься в инфраструктуру

Вариантов развития Крыма достаточно: можно поднимать там промышленность, туризм, сельское хозяйство за государственный счет, выводить туда наукоемкие отрасли по линии Минобороны или РАН, переживающей реформирование, создать там особую экономическую зону и привлекать инвестиции коммерческих компаний. Но как ни крути, без масштабного инфраструктурного строительства не обойтись.

«Промышленности в Крыму мало: небольшой ориентированный на экспорт химпром (производство брома и соды), небольшие предприятии судостроения, машиностроения, электроники, добыча природного газа на шельфе для покрытия собственных потребностей, довольно успешное сельское хозяйство. Сегодня Крым – преимущественно аграрный регион, в России такие регионы обычно не самодостаточны, поэтому будут межбюджетные трансферты из федерального бюджета», - рассуждает ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Владимир Климанов.

Трансферты уже идут. В этом году дотации на повышение зарплат и пенсий уже составили более 40 млрд рублей. Ведется субсидирование авиаперевозок, некоторые госкомпании предпринимают попытки поддержать крымский туризм. Например, компания «Русгидро» закупила порядка шести тысяч путевок в санатории полуострова для своих сотрудников. Однако все это – точечные меры экстренной поддержки. Никакого экономического смысла делать из Крыма очередной дотационный сельскохозяйственный регион нет. Однако переход республики к финансовой самодостаточности может произойти только после создания всей необходимой инфраструктуры как основного условия для развития экономики региона. Это прекрасно понимают в Москве.

Сегодня ВРП Крыма на 66% составляют услуги, преимущественно туризм, на 31,4% - производство. Поскольку крымской продукции активно перекрывают рынки сбыта, у России есть выход выкупать излишки или создавать условия для прихода в республику бизнеса, способного провести модернизацию перспективных производств. Уже обсуждается возможность создания в Крыму особой экономической зоны, однако (опять же) без масштабных инвестиций в инфраструктуру регион будет мало привлекателен для частных компаний. 
 
Планировать в Крыму можно что угодно, но начинать придется с транспортной и инженерной сетей
Аналогичная ситуация складывается с туризмом. Если в 2013 году в Крыму отдохнули 6-7 млн человек, то лишившись украинских туристов (60% туристов на полуострове), этот сектор существенно просядет уже в этом году. «Курортный сезон в Крыму относительно небольшой, нужно продлевать его за счет событийных мероприятий, нововведений по аналогии с Сочи», - говорит профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности РАНХиГС Александр Михайленко. Здесь тоже никуда не деться от строительства и модернизации инфраструктурных объектов. Строительство туристической инфраструктуры позволит простимулировать и спрос на продукцию таких предприятий как судостроительный завод «Море» в Феодосии, конструирующий в том числе прогулочные яхты. Недавно завод по понятным причинам полностью лишился экспорта. Правда, нужно иметь в виду, что Крымский полуостров, развиваясь в таком ключе, создаст определенную конкуренцию Сочи. В общем, планировать в Крыму можно что угодно, но начинать придется с транспортной и инженерной сетей.

Строительство любой ценой

По предварительным оценкам, 40% средств, выделенных в рамках концепции развития Крыма, пойдут на транспортную инфраструктуру. В том числе на строительство мостового перехода через Керченский пролив за 280-300 млрд рублей, на реконструкцию существующей и создание новой сети дорог. К примеру, в Крыму до сих пор нет связанной железнодорожной сети. Отдельная статья расходов на инфраструктуру – модернизация сетей водоснабжения, 49% из которых находятся в аварийном состоянии.

Вероятно, ситуация со стратегией обеспечения всех инфраструктурных проектов в Крыму ресурсами и инвестициями прояснится после принятия концепции развития полуострова. Однако уже сегодня очевидно, что в связи с массовым строительством республика вскоре начнет испытывать дефицит стройматериалов. А их стоимость – один из ключевых факторов в определении цены контракта на строительство за бюджетные деньги.

«Опыт Владивостока и Сахалина показывает, что везти стройматериалы из других регионов страны невыгодно, и они закупаются за рубежом. Учитывая ситуацию с дефицитом стройматериалов в олимпийском Сочи, их нехватка в Крыму будет серьезной проблемой», – сказал ЦВ Владимир Климанов.«Когда Крым входил в независимую Украину, там мало что строилось, и производство стройматериалов не развивалось. Сейчас строительство станет важной задачей, и появятся новые предприятия, обеспечивающие рынок стройматериалами. Полагаю, в какой-то мере брешь будет закрыта местными ресурсами, и почти уверен, что нужна будет огромная помощь стройматериалами из других регионов России», - прокомментировал ситуацию Александр Михайленко.

Крым 2.jpg

Вне зависимости от того, как будет удовлетворяться потребность региона в строительных материалах – за счет поставки из других регионов России или из-за рубежа, к примеру, из Турции, директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев прогнозирует, что решение проблемы будет дорогостоящим. «Стройматериалы привезут за любые деньги, - считает аналитик. - Кризиса в Крыму не будет, Россия будет помогать, но помощь обойдется дорого».

К слову, по данным Игоря Николаева, в I квартале 2014 года объем строительных работ в Крыму снизился на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Так что хорошо бы дать местным строителям работу до того, как они свернут бизнес. 
 
Чтобы потратить федеральные деньги в Крыму с умом и пользой, нужны внятная стратегия развития промышленности стройматериалов в России с учетом ситуации в республике, планы создания собственных современных производств, внедрения и использования новых технологий в строительстве. И все это – в тесном сотрудничестве со специалистами по стоимостному инжинирингу  

Итак, в ближайшее время нас ждет новый крутой виток роста цен на стройматериалы в ЮФО и очень серьезные расходы на строительство в республике Крым. Не то, чтобы мы не могли себе этого позволить, но стоит напомнить, что российская экономика не первый год находится на грани рецессии, и политика «западных партнеров», как любят выражаться наши дипломаты, только дестабилизирует ее. Чтобы потратить федеральные деньги в Крыму с умом и пользой, нужны внятная стратегия развития промышленности стройматериалов в России с учетом ситуации в республике, планы создания собственных современных производств, внедрения и использования новых технологий в строительстве. И все это – в тесном сотрудничестве со специалистами по стоимостному инжинирингу. Только они, кажется, способны оценить, что такое «дорого» и «дешево» в российской стройиндустрии. Впрочем, профильное ведомство и крупнейшие игроки отрасли ценообразования вовсю готовится к большому строительству. Федеральный центр ценообразования в строительстве (ФАУ ФЦЦС) еще в мае провел серию семинаров для крымских специалистов, а крымские органы госэкспертизы строительных объектов уже получили бесплатную поставку сметной программы «Госстройсмета», в которой работают их российские коллеги.