Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

24.10.201710:42

Стройкомплекс

Свердловские строители сделают погоду в Сибири

Свердловские строители сделают погоду в Сибири
6 Декабря 2013, 16:49
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Все 167 предприятий, вошедшие в Уральский строительный кластер, объединены в пять консорциумов по территориальному и отраслевому признаку: Екатеринбургский жилищно-строительный, Нижнетагильский строительный, Транспортно-строительный, Консорциум малоэтажного строительства и Северный промышленно-строительный логистический кластер. Каждый способен самостоятельно оказывать весь комплекс услуг в области строительства в своем сегменте. Например, среди членов Екатеринбургского консорциума – генподрядчики с уникальными компетенциями, такие, как «Атомстройкомплекс», владеющие карьерами и производственными мощностями, профилированные субподрядчики, проектные организации, компании, специализирующиеся на геодезических изысканиях, инженерных коммуникациях, производители стройматериалов, кредитные организации, страховщики и даже центры подготовки кадров для отрасли. По информации на портале Уральского строительного кластера, совокупная численность работников предприятий одного только Екатеринбургского консорциума составляет порядка 7,5 тысяч человек, а годовой оборот - 30 млрд. рублей. Транспортный консорциум объединяет предприятия с общей численностью сотрудников около 20 тысяч человек, выполняет работ и производит стройматериалов на более, чем 70 млрд. рублей в год. Эффект синергии от объединения полторы сотен предприятий получился весьма внушительным.

Кластер изначально создавался в интересах уральских строительных компаний. Запрос бизнеса на подобное отраслевое объединение возник не вчера: за годы реформ были нарушены связи между проектировщиками, подрядчиками и производителями. Компании сталкивались с барьерами в коммуникации с грузоперевозчиками, из-за плохой логистики и неконкурентной продукции теряли рынки сбыта. «Мы выявили дефицит производства стройматериалов, обозначили перспективные инвестиционные проекты, ранжировали рынки сбыта и сформулировали цели и стратегические направления работы кластера. К его созданию привлекались главы муниципалитетов, члены Минстроя области, члены правления банков и специалисты нашего института», - рассказывает заместитель директора Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова.

Среди основных задач, стоящих перед кластером, - выход его членов на серьезные инвестпроекты. Структура, в которой есть и небольшие, и крупные компании, позволяет флагманам выигрывать тендеры и раздавать субподряды остальным членам объединения. «Лидеры консорциумов выходят на заказы от 1 млрд рублей, чтобы все их участники могли получить субподряды», - объясняет Юлия Лаврикова. Сегодня предприятия Екатеринбургского строительного консорциума строят жилье в области, кампус УрФУ, реконструируют стадион к Чемпионату мира по футболу. Объем строительных работ составляет порядка 400 млрд рублей. Нижнетагильский строительный консорциум будет участвовать в строительстве ОЭЗ «Титановая долина», которая даст импульс развитию аэрокосмической отрасли, машиностроению и производству стройматериалов.

Мы выявили дефицит производства стройматериалов, обозначили перспективные инвестиционные проекты, ранжировали рынки сбыта и сформулировали цели и стратегические направления работы кластера

Немаловажным в деятельности строительного кластера является формирование добросовестной конкурентной среды. Здесь руководство кластера, очевидно, имеет в виду способность обеспечить соблюдение единых стандартов при проведении всех видов работ на объектах и реальные гарантии выполнения обязательств. По словам президента Уральского строительного кластера Анатолия Сысоева, сегодня солидные заказчики идут уже не в одиночные компании, а обращаются к руководству кластера, понимая, что он точно сможет закончить стройку. «Кому лучше отдать заказ мы решаем на заседании президиума и отвечаем за выполнение всех обязательств перед заказчиком рекомендованным нами исполнителем», - поясняет Анатолий Сысоев.

Уральские строители объединившись добились не только улучшения своего положения на рынке, но и контакта с властями. «Мы заставили областное правительство работать с нами. Мы входим почти во всем рабочие комиссии и активно представляем там свои интересы. Мы убедили правительство в том, что нужна программа развития области до 2020 года, ориентируясь на которую будут развиваться отрасли экономики. Мы считаем, что при каждом муниципальном образовании должны быть участки для комплексной застройки, и нам удалось провести закон о выдаче бесплатной земли ветеранам войн и многодетным семьям, хотя муниципалы и сопротивлялись, - говорит Анатолий Сысоев. - Просто построить квадратный метр жилья обходится в 16 тысяч рублей. С учетом рентабельности застройщика жилье может стоить на рынке 25 тысяч за «квадрат», но для этого государству надо выделять, а не продавать инфраструктуру и землю, ведь их стоимость добавляет 50% к цене строительства».

Выход за пределы области и поиск новых рынков сбыта также в приоритете для руководства кластера. «Нужен межрегиональный торговый баланс, который сейчас никто не составляет. Ямал осваивает 1 трлн рублей, а наши предприятия даже не смотрят в его сторону. По нашей просьбе правительство области начало изучать рынки и составлять карту потребителей Ямала и Югры. По итогам встречи с губернатором Югры разрабатывается соглашение по продвижению наших товаров на этот рынок», - рассказывает Анатолий Сысоев. Он понимает, что конкуренции с импортом не получится без развития смежных отраслей: «Мы обратились к крупным компаниям, таким как «Роснефть». Они предоставили большой список стройматериалов, которые нельзя купить в России. Мы собрали своих производителей и поняли, что нужно создавать машиностроительный кластер, поскольку у нас нет оборудования для изготовления таких материалов, исчезли проектировщики станков, которые могли бы разработать новые модели, закрылись отраслевые институты».

Лидеры консорциумов выходят на заказы от 1 млрд рублей, чтобы все их участники могли получить субподряды

При решении всех этих вопросов члены кластера хотели бы опираться не только на собственные ресурсы и поддержку областной администрации, но и на господдержку на федеральном уровне. Подготовкой соответствующих предложений правительству занимаются Институт экономики УрО РАН, правительство Свердловской области, Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей, СРО «Союз Стройиндустрии Свердловской области». 

Инициативы свердловских строителей государству полезны и интересны: в регионе по разным причинам тормозит программа строительства доступного жилья, очевидна потребность в современных и недорогих стройматериалах при возрождении Северного морского пути, строительстве заводов СПГ на Ямале. Уральский строительный кластер планирует не только строить новые и модернизировать существующие заводы про производству стройматериалов, но и создавать транспортную инфраструктуру для облегчения и удешевления их доставки заказчикам. То есть решать проблему как привыкли, «под ключ». Например, планируется строительство логистического хаба в районе Приобья, логистических центров в Нягани, Салехарде и Сабетте, что позволит свободнее и дешевле доставлять стройматериалы на весь север УРФО, в том числе и на Ямал. В планах кластера значится развитие автодорожного, железнодорожного и речного сообщения на Урале, что позволит, в числе прочего, увеличить перевалку грузов по Северному морскому пути, связать его с железнодорожной магистралью «Северный широтный ход», строительство которой намечено на 2016 год. Так что кластер имеет все шансы получить реальную помощь от государства, а также послужить примером продуктивной консолидации для строителей из других российских регионов.