Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

29.06.201717:08

Стройкомплекс

Производители пластиковых окон взяли рынок в свои руки

Производители пластиковых окон взяли рынок в свои руки
28 Ноября 2013, 18:27
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Иллюстрация: Сергей Тутунов, "Зима пришла. Детство" 
Версия для печати

О создании объединения производителей окон сообщил представитель Hago Chemotechnik в России, руководитель проектной группы реформирования отрасли светопрозрачных конструкций Игорь Паршин на пресс-конференции в РИА «Новости». Инициативу поддержали 70 компаний; в числе учредителей объединения - Союз производителей полимерных профилей, Союз производителей оконных конструкций, Союз стекольных предприятий, Ассоциация производителей и поставщиков материалов для монтажа окон и Ассоциация продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры. В декабре планируется подавать документы на регистрацию нацобъединения, а первое собрание намечено на первый квартал 2014 года. Игорь Паршин заявил о возможности последующей его трансформации в СРО.

Рынок окон давно нуждается в институте, способным сделать его более цивилизованным. В 2013 году только Москва и Подмосковье потребили 10 млн кв. метров пластиковых окон. На окна с профилями из дерева и аллюминия приходится около 15% рынка столицы и области. При этом, по оценкам руководителя портала «Окна Медиа» Ирины Обросовой, более 15% пластиковых окон не соответствует выданным на них сертификатам. Сегодня сертификат производитель может приобрести всего за 20 тысяч рублей. Размер штрафа несоизмерим с оборотом компаний, такие сертификаты выдающими. Удешевленный профиль, недостаточное армирование, дешевые комплектующие и некачественная установка приводят к тому, что окна продуваются, провисают, ломаются, а главное – небезопасны для жизни и здоровья людей.

По словам заместителя генерального директора НПО «ГЛАССПРОМ» Артема Митяева, в крупнейших объектах столичной транспортной инфраструктуры, которые ежедневно посещают десятки тысяч людей, установлены окна, не соответствующие требованиям противопожарной защиты. «Около 80% таких конструкций не выполняют свои задачи – не защищают людей в случае пожара, - говорит эксперт. – После принятия №123-ФЗ мы решили, что контроль, наконец, усилится. Однако все ограничилось тем, что генподрядчику надо купить бумажку, что противовпожарная конструкция установлена. Суды и надзорные органы отмахиваются от наших обращений, считая их выяснением отношений между конкурентами». Генеральный директор компании «ЭКООКНА» Андрей Филоненко тоже имеет опыт суда с недобросовестным конкурентом – пермская компания полностью скопировала его бренд. На то, чтобы выиграть дело, понадобилось три года.

В крупнейших объектах столичной транспортной инфраструктуры, которые ежедневно посещают десятки тысяч людей, установлены окна, не соответствующие требованиям противопожарной защиты

Помимо правовой незащищенности производителей продукции волнует ценовое давление со стороны демпингующих конкурентов и заказчиков. «В Балашихе мы с трудом убедили одного заказчика поставить триплексные стекла как положено по нормам, а не обычные, как он хотел из соображений экономии. Выбор был между экономией 17 миллионов рублей и безопасностью людей», - рассказывает Андрей Филоненко.

Такую ситуацию на рынке сформировал целый ряд причин. Во-первых, наличие спроса на некачественную продукцию. Частные потребители зачастую не до конца информированы о том, что пластиковые окна – не просто стекло и профиль, а сложные конструкции, которые должны соответствовать определенным нормативам. Во-вторых, имеют место манипуляции производителей и продавцов, которые идут на сделки с застройщиками и клиентами. В-третьих, отсутствуют внятные правила работы на рынке, регулирование и контроль со стороны надзорных органов. Далеко не совершенны и механизмы правовой защиты производителей, их патентов и торговых марок. И, наконец, свою роль играет отсутствие отраслевых стандартов производства и ведения работ по установке.

По мнению экспертов, государству не следует отказываться от роли регулятора рынка светопрозрачных конструкций. Необходимо установление грамотных правил игры, способных цивилизовать рынок, в том числе введение обязательного эксплуатационного обслуживания застройщиком своих зданий. Требуются обновление нормативной базы, запуск региональных программ по повышению энергосбережения и энергоэффективности, стимулирование применения новых стройматериалов, например, энергостекла. Руководитель отдела продаж компании Gretsch-Unitas Александр Магер отмечает, что рынок все еще открыт для новых решений и технологий: «Есть перенасыщение и достаточно большое количество игроков, но нужно заполнять другие ниши. В Германии производится много такой продукции, которая в России еще неизвестна, но будет востребована».

Рынку сегодня также необходимо усиление контрольных функций, например, введение контроля производства, а не только продукции. Примеры эффективного контроля качества есть в Новосибирске, где приемная комиссия устанавливает тепловизоры и не принимает здания в эксплуатацию при превышении теплопотерь. По оценкам генерального директора компании «Гардиан Стекло Рязань» Андрея Стольного, в 2012 году москвичи оплатили порядка 5,5 трлн. кВт/часов теплопотерь. Экономия от устранения теплопотерь составила бы 20 млн рублей в год. Не слишком большая сумма для столичного бюджета, но и ее было бы неплохо использовать эффективнее.

Нельзя упускать из вида, что примерно 80% всех окон приобретают частные лица. Большинство из них слабо информированы о требованиях к производству окон и выбирают исключительно по цене, создавая рынок для демпингующих производителей некачественного товара. Так что необходимо объяснять частным потребителям окон, что собой представляет эта продукция, каковы принципы ценообразования на нее и какие требования предъявляются к ее производству и установке.

Фактически для нового национального объединения производителей оконных конструкций уже готов фронт работ и ему, без сомнения, предстоит сыграть ведущую роль в формировании современного, конкурентного рынка в своей отрасли.