Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

16.07.201909:56

Стройкомплекс

За ЖКХ наблюдают из Twitter

За ЖКХ наблюдают из Twitter
28 Февраля 2012, 10:13
Текст:
Виктория Кашеварова
Версия для печати

<p>Эта история началась в Санкт-Петербурге в 2010 году. Многие помнят, что зима тогда в Санкт-Петербурге выдалась весьма непростой. Коммунальные службы не справлялись с проблемами. Помимо природных катаклизмов, в городе была неразбериха с коммунальными платежами, с ремонтом подъездов  и тому подобным.</p>

<p>И вот в феврале 2010 года отчаявшиеся председатели ТСЖ Петроградского района решили действовать. Поясним, Петроградский район – это 1200 домов со своими протекающими крышами, осыпающейся штукатуркой и «сосулями». 80% всех домов района обслуживается двумя управляющими компаниями, так что налицо явная коммунальная  монополизация района. </p>

<p>Представители ТСЖ обратились в районную администрацию с предложением проводить ежемесячные собрания жильцов, управляющих компаний и чиновников с целью своеобразного обмена опытом и решения проблем в режиме реального времени. Получили сразу же отказ. Как вспоминает одна из вдохновителей движения Наталья Николаева: «Мы уже собирались бросить эту затею. Была глухая стена. Нас никто не слышал, никому наши проблемы были не нужны».</p>

<p>Но 1 марта 2011 года жителям Петроградского района повезло – пришел новый глава района Константин Желудков. Он оказался вполне готов к диалогу. ТСЖ Петроградского района подготовили для него презентацию, в которой наглядно продемонстрировали свои основные цели – повышение сознательности собственников квартир, проведение реформы ЖКХ, построение гражданского общества, повышение престижа района. В итоге, договорились о ежемесячных собраниях председателей ТСЖ, которые продолжаются по сей день. В них принимают участие также представители управляющих компаний и администрации района.</p>

<p>В каждом муниципальном округе, их всего шесть, были выбраны старейшины. Они ведут базы данных округа по основным проблемам, собирают предложения и инициируют повестку очередного собрания. Помимо того, помогают жилищной администрации в формировании адресных программ капитального ремонта, консультируют новые ТСЖ, собирают сведения по готовности домов к зимнему сезону.</p>

<p>Активисты попытались сформировать новый образ председателя ТСЖ. По их мнению, он должен иметь предпринимательский опыт, разбираться в бухгалтерском учете, быть «психологом» и активно пользоваться компьютером. Теперь практически все председатели ТСЖ Петроградского района отвечают этим требованиям.</p>

Эта история началась в Санкт-Петербурге в 2010 году. Многие помнят, что зима тогда в Санкт-Петербурге выдалась весьма непростой. Коммунальные службы не справлялись с проблемами. Помимо природных катаклизмов, в городе была неразбериха с коммунальными платежами, с ремонтом подъездов  и тому подобным.

И вот в феврале 2010 года отчаявшиеся председатели ТСЖ Петроградского района решили действовать. Поясним, Петроградский район – это 1200 домов со своими протекающими крышами, осыпающейся штукатуркой и «сосулями». 80% всех домов района обслуживается двумя управляющими компаниями, так что налицо явная коммунальная  монополизация района.

Представители ТСЖ обратились в районную администрацию с предложением проводить ежемесячные собрания жильцов, управляющих компаний и чиновников с целью своеобразного обмена опытом и решения проблем в режиме реального времени. Получили сразу же отказ. Как вспоминает одна из вдохновителей движения Наталья Николаева: «Мы уже собирались бросить эту затею. Была глухая стена. Нас никто не слышал, никому наши проблемы были не нужны».

Но 1 марта 2011 года жителям Петроградского района повезло – пришел новый глава района Константин Желудков. Он оказался вполне готов к диалогу. ТСЖ Петроградского района подготовили для него презентацию, в которой наглядно продемонстрировали свои основные цели – повышение сознательности собственников квартир, проведение реформы ЖКХ, построение гражданского общества, повышение престижа района. В итоге, договорились о ежемесячных собраниях председателей ТСЖ, которые продолжаются по сей день. В них принимают участие также представители управляющих компаний и администрации района.

В каждом муниципальном округе, их всего шесть, были выбраны старейшины. Они ведут базы данных округа по основным проблемам, собирают предложения и инициируют повестку очередного собрания. Помимо того, помогают жилищной администрации в формировании адресных программ капитального ремонта, консультируют новые ТСЖ, собирают сведения по готовности домов к зимнему сезону.

Активисты попытались сформировать новый образ председателя ТСЖ. По их мнению, он должен иметь предпринимательский опыт, разбираться в бухгалтерском учете, быть «психологом» и активно пользоваться компьютером. Теперь практически все председатели ТСЖ Петроградского района отвечают этим требованиям.

Со своей стороны, в июне-августе 2011 года глава Петроградской районной администрации Константин Желудков вывел всех своих заместителей, начальников отделов, представителей двух главных управляющих компаний района, старшего мастера аварийно-диспетчерской службы в Twitter. И, как оказалось, это очень хороший инструмент контроля. Затем аккаунты в Twitter завели председатели ТСЖ.

Новый инструмент с удовольствием стали осваивать и простые жители районов. Они брали под «Twitter -дозор» целые улицы: фотографировали неустройства, выкладывали в сеть. Реакция со стороны коммунальных служб и районной администрации следовала практически мгновенно.

Со временем за каждым «Twitter -дозорным» закрепилась своя территория, которую он контролировал. А уж потом в Twitter  появились корреспонденты самых знаковых городских изданий, депутаты, представители пресс-службы Администрации Санкт-Петербурга и даже вице-губернатор Михаил Осеевский.

Проблемы, которые не решались годами, наконец-то сдвинулись с мертвой точки. Константин Желудков сделал обсуждение бюджета муниципалитета прозрачным (председатели ТСЖ уверяют, что такое на их памяти произошло впервые), отстранил от работы подрядчиков, некачественно выполнявших работы по ремонту кровель и дорог, и начал компенсировать собственникам средства, затраченные на уборку снега.

Однако 1 сентября 2011 Константин Желудков ушел в отставку. Но главное, что он сумел сделать за столь непродолжительное время – это сплотить ТСЖ и администрацию района. И после его ухода ничего не изменилось: собрания проходят, проблемы решаются, администрация присутствует в Twitter, быстро реагирует на обращения и действительно оказывает услуги населению.

На этом «коммунальные» активисты не остановились. ТСЖ четырех центральных районов города объединились и написали  письмо председателю Жилищного комитета Санкт-Петербурга Валерию Шияну с предложением проводить ежемесячные собрания с участием старейшин ТСЖ этих районов уже на базе Жилищного комитета. И получили согласие. Активисты надеются, что эти собрания будут способствовать, в первую очередь, повышению прозрачности бюджетной политики комитета в части ЖКХ.

Таким образом, механизм общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства представляется весьма действенным. И, по сути, не надо под него придумывать никаких законодательных актов, государственных комитетов и комиссий, достаточно, чтобы самые обычные жители поняли, что они сами могут решать проблемы своего дома.