Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

18.10.201900:05

Стройкомплекс

Капитальный ремонт и модернизация – чья игра?

Капитальный ремонт и модернизация – чья игра?
6 Февраля 2012, 11:07
Текст:
Виктория Кашеварова
Версия для печати

Со времен советского союза капитальный ремонт в нашей стране, пожалуй, был направлен на восстановление дома в том виде, в котором он изначально существовал. Сейчас есть попытки связать капитальный ремонт и модернизацию в один клубок. Это неверно. Ведь модернизация – задача собственников многоквартирных домов, а вот капитальный ремонт – задача государства.

По мнению члена Совета Федерации РФ Александра Починка, необходимо от государственных органов «потребовать принципиально новых нормативов, определяющих надлежащее состояние жилого дома. И обязать собственников содержать дом в этом состоянии. Соответственно, будет возможно обязать собственников вносить отчисления не просто на восстановление дома, а на поддержание его в состоянии, которое нормальным считает государство. И вот уже в этих нормативах могут быть зафиксированы требования и к энергоэффективности, и солнечные батареи, и что угодно».

Так, будут отделены «мухи от котлет», то есть ремонт от модернизации. Государство уже не раз высказывалось, что будущность ЖКХ видит в поле частных инвестиций. Но вот видят ли частные инвесторы себя в ЖКХ? Интересно ли им вкладывать в коммуналку свои деньги, если получение прибыли представляется весьма непростым делом?

В Пермском крае по заказу администрации было проведено исследование и обнаружилось, что территория может нормально существовать, во-первых, если она финансово самодостаточна, а, во-вторых, если уровень дохода населения позволяет содержать эту территорию. Однако есть ли  у нас в стране такие территории? Похоже, что в настоящее время без государства в этом вопросе никуда. И, если модернизацию можно отдать на откуп частным инвесторам, то такая насущная задача как капитальный ремонт должна быть делом государства.

Да, сейчас существенная поддержка регионам оказывается через субсидии, поступающие из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В 2012 году Фонд планирует направить в субъекты более 33 миллиардов рублей. Однако, как мы знаем, Фонд будет действовать до 2015 года, а дальше регионы должны «жить своим умом». Но вот как?

Региональный опыт

Как рассказал первый заместитель министра Татарстана Фарит Ханифов, программа капитального ремонта в республике абсолютно открыта и расписана до 2016 года. И в этот процесс включены все жители, с которых собирается около 5 рублей за квадратный метр. Эти средства консолидируются в региональном фонде. Сегодня на капитальный ремонт  в республике тратится около 4 млрд рублей и к 2016 году правительство рассчитывает с учетом средств регионального фонда выйти на эту сумму, но уже без федеральной поддержки.

Понятно, что эти средства не предполагают, например, повышения энергоэффективности многоквартирных домов. Однако в республике развивается практика, по которой люди по лизингу ставят приборы учета, а также по лизингу могут нанимать энергосервисные компании, которые занимаются утеплением строений.

По словам заместителя министра ЖКХ республики Башкортостана Альберта Мусифулина, «в республике издан указ президента Башкортостан о создании региональной системы капитального ремонта. В Уфе такой региональный фонд был создан еще в 2006 году. И показал себя хорошо. За период с 2006-2011 годы объединенным фондом города Уфы было отремонтировано 1500 тысячи домов на 2 млрд рублей».

Безусловно, есть опасения, что в региональных фондах будут процветать разного рода злоупотребления и неконтролируемый расход денежных средств, однако другого выхода, возможно, и нет, кроме как становиться регионам самодостаточными, а не слепыми котятами, которые абсолютно беспомощны без федерального бюджета.

Модернизировать все

В прошлом году было принято распоряжение Правительства №1493-р, направленное на привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. И рассчитывать на частные инвестиции, в первую очередь, необходимо в контексте модернизации коммунального хозяйства. Однако сейчас у нас в стране нет до конца проработанного механизма привлечения инвестиций в крупные города, но при этом, все чаще речь заходит о стимулировании малых городов.

Соответственно, необходимо продумать такой инструментарий, чтобы крупный бизнес, если он все-таки приходит в большие города, вкладывался и в малые. Региональные власти должны заняться планированием модернизации коммунальной инфраструктуры, но для этого опять-таки требуются дополнительные финансовые стимулы со стороны федеральной власти.

Как отмечают эксперты, в этой части может быть продумана следующая схема действий: субъект делает программу комплексного развития коммунального хозяйства, находит частных инвесторов, а Федерация оказывает финансовую поддержку, выступая своеобразным гарантом, что вложенные средства вернутся.

Ведь понятно, что отдельно взятый малый город без поддержки субъекта никогда не решит своих проблем, инвестор туда не придет, потому его инвестиции никогда не вернутся, а потребитель  сам содержать эту инфраструктуру не сможет. Поэтому комплексная программа развития субъекта – реальный инструмент для модернизации малых городов.