Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

http://tcenavoprosa.ru/construction/new_detail.php?ID=6031

Стройкомплекс

Сколько стоит построить цементный завод

Сколько стоит построить цементный завод
27 Декабря 2010, 00:00
Текст:
Геннадий Люлькин
Новые цементные производства появляются редко. Строительство завода мощностью 1 млн тонн в год обходится в 150–300 млн долл. Реализация проекта займет не менее трех лет, а окупаемость – не менее 10 лет. Это значит, что перед принятием решения о строительстве нового завода должен быть утвержден четкий бизнес-план, где все должно быть продумано до мелочей – от выбора места строительства и поставщиков оборудования до ассортимента продукции.

Можно выделить следующие ключевые факторы, влияющие на принятие решения. Речь идет о наличии: сырьевой базы (прав на участок сырья), спроса на продукцию, инфраструктуры на месте предполагаемого строительства, опыта работы инвестора на цементном рынке, собственных средств и возможности привлечения заемных (инвестиционных). Важна и государственная поддержка на региональном уровне. Например, при строительстве нового завода ОАО «Искитимцемент» тогдашний губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский гарантировал руководству поддержку как в части субсидирования областным бюджетом процентной ставки по привлекаемым кредитам, так и по выделению дополнительных лимитов на энергоресурсы.

Главная особенность любого нового строительства – переход на прогрессивную «сухую» технологию производства цемента, более экологичную и экономически выгодную. В России на эту технологию приходится всего 10–15% от годового выпуска цемента. (Для сравнения: в Турции и Польше – 99%, а в таких разных по экономике странах, как Япония и Румыния, – все 100%).

База решает все

Цементные заводы обычно строятся на месте старых предприятий или давно не используемых. В этом случае инвестору удастся сэкономить на создании инфраструктуры, а, значит, завод окупится гораздо раньше. Впрочем, это правило соблюдается не всегда. Например, в Михайловском районе Рязанской области холдинговая компания «БазэлЦемент» строит новый цементный завод, ввод которого планируется в I кв. 2011 г. Проектная мощность – 1,8 млн тонн в год. Как уверяют на заводе, себестоимость производства цемента будет в два раза ниже, чем в среднем по рынку. В том числе и потому, что цемент будет производиться «сухим» способом на угольном, а не газовом топливе.

Так вот, это предприятие создается не на базе уже существующего завода, а с нуля. «Это дало большую свободу при проектировании – все производство расположено наиболее выгодно с технологической точки зрения, – говорит пресс-секретарь ХК «БазэлЦемент» Светлана Андреева. – Для подвоза топлива, добавок и отгрузки готовой продукции построена железнодорожная ветка длиной 2,5 км. Для обеспечения завода электроэнергией построена главная подстанция 100/6 кВ, мощностью 80 МВт. Есть собственное месторождение высококачественного известняка, глин и суглинков. Разведанные и подтвержденные запасы известняка составляют около 67 млн тонн. Расстояние от карьера до площадки завода составляет всего около километра. Сырьевые материалы будут подвергаться предварительному дроблению в карьере и подаваться на завод по конвейеру длиной 800 метров».

В Сланцах (Ленинградская область) Группа ЛСР ведет строительство цементного завода, технологический запуск которого планируется в конце осени 2010 г. Общая мощность – 1,86 млн тонн цемента в год. Кстати, и этот цементный завод – не модернизация старого производства, а проект «гринфилд» (строится «с нуля»).

«При выборе места для строительства нового завода мы руководствовались несколькими факторами, – комментирует Ярослав Стоупа, руководитель проекта, ООО «Цемент» (предприятие Группы ЛСР). – Во-первых, наличие сырьевой базы. Специально для нас была разработана уникальная технология переработки горной массы, полученной при добыче сланца предприятиями ОАО «Ленинградсланец» и ОАО «Сланец», и ее использования в качестве дополнительного сырья для изготовления цемента.

Помимо этого, в Сланцах имеются месторождения известняка и глины, на разработку которых у Группы ЛСР есть все необходимые лицензии. Отработанная горная масса многие годы складируется на территории города и сегодня занимает более 400 га выведенных из землепользования земель и угодий. Таким образом, в результате создания нашего цементного производства будет существенно улучшена экологическая обстановка в регионе, а земли возвращены в землеоборот».

Завод – товар штучный

В отличие от многих промышленных предприятий крупные цементные заводы – «штучный товар». Оборудование для них невозможно приобрести в готовом виде, на складах оно не хранится. Наоборот, его изготовление занимает весьма продолжительный срок, причем программа ведущих производителей обычно расписана на месяцы вперед.

«Наш проект можно было с полным основанием считать международным, – сказал генеральный директор ОАО «Искитимцемент» (РАТМ Холдинг) Игорь Барский. – Мы привлекали российские инвестиции, часть оборудования изготавливали на отечественных заводах, а основной объем – на заводах в европейских странах». Европейские компании строят медленнее – за три-четыре года и дороже. Но, например, «Евроцемент групп» предпочитает размещать заказы в Европе, так как эти заводы надежнее.

Проектирование и поставку оборудования для нового производства Группы ЛСР в Сланцах осуществляет датская компания FLSmidth & Co. A/S, которая имеет более чем 120-летний опыт работы в изготовлении и поставках оборудования для цементных производств. Впрочем, лидеры отрасли не гнушаются и китайскими технологиями. Sinoma уже построила два завода для французской корпорации LaFarge, а сегодня к этой китайской компании обратилась и холдинговая компания «БазелЦемент».

В поисках кредита

Цементная отрасль является капиталоемкой, энергозатратной, поэтому малому и среднему бизнесу не под силу строить и развивать новые предприятия на современном технологическом уровне. Только крупная компания может реально вложить средства и строить такое производство. «Даже те предприятия, которые, в общем, рентабельны, не имеют возможности для технического перевооружения, – говорит председатель совета директоров холдинговой компании «Сибирский цемент» Олег Шарыкин. – Чтобы модернизировать производство, необходимы большие финансовые вливания».

«Мы взяли кредит на 10 лет, – говорит финансовый директор ОАО «Искитимцемент» Константин Корсунь. – Всю сумму взяли в одном банке, финансирование велось по четырем направлениям: приобретение импортного и российского оборудования, оплата строительно-монтажных работ и обеспечение предприятия необходимыми оборотными средствами. Расходы на покупку и транспортировку технологических линий, финансирование шефмонтажа составит по стоимости чуть больше 50% привлекаемых средств, 40–45% – оплата СМР, на оборотные средства будут потрачены оставшиеся 5%. Мировая практика говорит о примерно таком же соотношении».

Реализация проекта ХК «БазелЦемент» в Рязанской области стоимостью 9 млрд руб. ведется за счет собственных и заемных средств. Летом 2009 г. Межведомственная комиссия по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, одобрила предоставление ООО «Серебрянский цементный завод» государственных гарантий РФ по банковским кредитам Газпромбанка на сумму 1,122 млрд руб. сроком на 5 лет.

Принять участие в том или ином проекте предлагается и зарубежным банкам, однако пока иностранцы не готовы вкладываться в России на такой длительный срок. Некоторые европейские банки готовы были финансировать тот или иной проект, но выдвигали много условий, таких как поставка оборудования только от определенного производителя, работа только конкретных проектно-строительных компаний. Российских цементников это не устраивает, поскольку процентная ставка по кредиту действительно была бы меньше, но стоимость проекта – существенно выше.

Гигантизм не уместен

За последние годы все более важное значение на рынке цемента приобретает логистика. Этот стройматериал, имеющий ограниченные сроки хранения, важно своевременно доставить до потребителя и обеспечить необходимые условия хранения при транспортировке и складировании. В условиях снижения цен на цемент и роста транспортных тарифов особенно актуальной стала оптимизация расходов на поставку. Много вопросов возникает в связи с транспортировкой цемента, в условиях сезонных колебаний, когда в августе потребление цемента в 2,5–3 раза выше январских показателей, после «зимнего избытка» цементовозов, летом возникают проблемы с доставкой.

«В нашей отрасли критически важен вопрос логистики, – говорит Олег Шарыкин. – «За морем телушка полушка, да рубль перевоз» – это как раз про цемент. Для организации эффективного цементного производства важна близость как к источнику сырья, так и к потребителю. Поэтому мы и говорим не о создании гигантского цементного комбината у нас в Сибири, а о строительстве цементных заводов на всей территории страны. Очевидно, что в условиях стагнации рынка это возможно только либо в рамках крупного цементного холдинга, либо – частно-государственного партнерства».

Вместо послесловия

Сегодня в завершающей стадии находится еще несколько проектов по строительству новых цементных заводов, в т.ч. в Новотроицке Оренбургской области (мощность – 2,5 млн тонн цемента в год). Кроме того, в ближайший год несколько цементных заводов заявляют о завершении реконструкции мощностей. Так, один из крупнейших производителей цемента в России «Мордовцемент» готовится к вводу новой технологической линии мощностью 2,5 млн тонн цемента в год.

Фактически будут реализованы только проекты, прошедшие «точку невозврата» на момент кризиса. При этом, учитывая сокращение объемов строительства и ввода жилья и нежилых объектов в России, в среднесрочной перспективе после запуска новых производственных мощностей в 2010–2011 гг. конкуренция на цементном рынке усилится.


МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Причины строительства цементных заводов держатся в тайне, – утверждает президент НП «Союз производителей бетона» Александр НОЧНЫЙ

К сожалению, при строительстве новых цементных заводов мнение потребителей, в частности, производителей бетона, наши промышленники не учитывают. Смотрите сами. До кризиса в стране производили 75–80 млн тонн цемента, а потребляли 68–72 млн тонн. Однако бизнесмены утверждали, что стране грозит дефицит цемента и потому надо строить новые заводы. А когда разразился кризис, объемы производства упали на 40%, а потребления – на 38%, запели другую песню: «Из-за отсутствия спроса мы останавливаем заводы, нам нечем платить людям зарплату…».

Значит, никакого дефицита и не было изначально. Возникает вопрос: для кого производители цемента сейчас собираются строить заводы? Если они что-то задумали, то, казалось бы, должны звонить во все колокола: «Ребята, мы в окрестностях Перми или какого-то другого города разведали месторождение, будем строить здесь цементный завод, через 2,5 года этот завод вступит в строй». И все потребители должны знать об этом, потому что в соответствии с этим они будут разрабатывать свои программы. А у цементников почему-то все держится в большом секрете.

Например, по данным «Евроцемента», сегодня строится шесть цементных заводов. Но точной информации никто не знает, потому что данные об этом закрыты. Я дважды был на совещаниях, где представителям компании задавался вопрос: «Сколько вы строите цементных заводов?». И ответ был таков: «Да, сейчас мы строим четыре завода, и вы о них знаете, а информацию о двух других заводах мы держим в секрете». Это неверная политика.