Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.10.201707:25

Стройкомплекс

Российская дорожно-транспортная сеть отстает в своем развитии от европейской на 20-25 лет

Российская дорожно-транспортная сеть отстает в своем развитии от европейской на 20-25 лет
24 Ноября 2011, 08:48
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Год назад Правительство РФ уполномочило Минтранс разработать политику в области организации дорожного движения. В своем выступлении Генеральный директор ОАО «НИИАТ» Вадим Донченко представил основные положения государственной стратегии в сфере организации дорожного движения и сбалансированного развития территориальных транспортных систем. Одним из ключевых пунктов стратегии он назвал обязательную «транспортную экспертизу» всех решений в области градостроительства и реализации конкретных строительно-инвестиционных проектов. 

Как заметил Донченко, строительство здания сейчас согласуется со всеми службами и ведомствами, ответственными за инженерную инфраструктуру, кроме транспортного. «Стратегия развития транспорта, цель которой - создать основу для дальнейших политических решений на разных уровнях, должна быть утверждена правительством, поскольку это межведомственная задача, которая затрагивает и Минтранс, и Министерство регионального развития РФ, и местные власти и другие ведомства», - подчеркнул эксперт.

Вадим Донченко также отметил, что для развития транспортной системы страны необходимо разработать целый комплекс мер по совершенствованию как организации дорожного движения, так и транспортной инфраструктуры, что подразумевает создание парковочного пространства, логистику грузоперевозок и иные аспекты.  

В рамках работы по совершенствованию дорожно-транспортной сети страны Министерство транспорта сообщило о планах по запуску программ развития общественного пассажирского транспорта и организации дорожного движения, однако для начала этой работы должен быть принят закон об организации дорожного движения, разграничивающий полномочия и ответственность органов исполнительной власти. 
Впрочем, определенные меры по организации дорожного движения и оптимизации транспортных потоков предпринимаются уже сейчас. 

Руководитель Государственного учреждения «Центр организации дорожного движения правительства Москвы» Игорь Королев, отчитываясь о ходе создания Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города Москвы, заявил, что к концу 2013 года она позволит увеличить пропускную способность столичных автодорог на 15-20%. «При помощи ИТС мы сможем взять ситуацию под контроль и влиять на нее», - оптимистичен Игорь Королев. При этом чиновник отметил, что ИТС – всего лишь часть комплекса мер и сможет снять лишь некоторые проблемы. 

Московская ИТС создается по образу системы «Сеул-Топис», и, как сообщил в своем выступлении директор Центра организации дорожного движения города Сеула Ким Чан Гюн, внедрение системы, занявшее шесть лет, сократило время средней поездки и затраты на логистику, сократило расходы вызванные пробками и авариями. «Предоставление горожанам информации о движении и маршрутах общественного транспорта через современные средства коммуникации повысило число пользующихся им людей», - резюмировал Ким Чан Гюн.

Причину перегрузки транспортных сетей Вадим Донченко объясняет дисбалансом между спросом на поездки и перевозки и предложением - пропускной способностью дорожной сети. Он указал на необходимость управления спросом при решении проблем транспортной инфраструктуры Москвы: «Следующим этапом работы станут различные формы ограничения, фискальные маханизмы, которые позволят перераспределить спрос, а где-то – снизить его, заставив людей отказаться от использования личного транспорта».

Сингапурской практикой управления спросом поделился архитектор транспортной системы города Мадхав Рагам. Контроль за автомобилизацией Сингапура состоит в том, что желающий приобрести личный автотранспорт горожанин, помимо рыночной стоимости машины, должен приобрести так называемый Certificate of Entitlement (COE) – лицензию на обладание автомобилем сроком на 10 лет (ее стоимость варьируется в зависимости от объема двигателя автомобиля и числа машин, ездящих по дорогам города,  и на данный момент составляет порядка 50 тыс. долл. США). Автовладелец также должен оплатить дополнительные регистрационные пошлины в размере рыночной стоимости машины и акцизный сбор (20% от стоимости машины). Ежегодной уплате подлежат дорожный налог (750 долл. США) и ряд более мелких пошлин.

Об опыте совершенствования транспортной инфраструктуры в рамках стратегического планирования развития территорий рассказал и глава администрации городского округа Домодедово Московской области Дмитрий Городецкий, преуспевший в создании  мультимодального транспортного комплекса. Одним из важных факторов при создании транспортной инфраструктуры как главного рычага урбанизации, по его мнению, является упреждающее развитие инженерных сетей и коммуникаций. 

«Стоило очень больших трудов противостоять экспансии столичных застройщиков. СУ-155 у нас имеет четыре завода, но построил всего один дом, потому что мы хотели сначала построить сети и дороги», - откровенен Городецкий. В последние два года в Домодедово было сдано в эксплуатацию почти 200 км. дорог, плотность дорожной сети - одна из самых высоких в стране.  

В числе главных трудностей при реализации политики по развитию транспортной системы округа Дмитрий Городецкий назвал недостаточную бюджетную обеспеченность дорожной отрасли на муниципальном уровне, отметив, что эта проблема может быть решена в ходе инициированного Президентом РФ и Председателем Правительства РФ перераспределения бюджетных средств и полномочий. Городецкий также предложил властям предусмотреть небольшую муниципальную квоту в большинстве государственных налогов, поделиться частью доходов с платных дорог с территориями, по которым они пролегают, а также воссоздать местные дорожные фонды.