Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

17.08.201823:27

Стройкомплекс

Российские проекты в сфере недвижимости станут понятнее инвесторам

Российские проекты в сфере недвижимости станут понятнее инвесторам
28 Июня 2012, 10:35
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Методические рекомендации, включающие требования к структуре, содержанию и оформлению инвестиционного предложения, эксперты сформулировали с учетом собственного опыта работы с иностранными инвесторами и в соответствии с мировыми стандартами, что особенно важно для привлечения финансирования из-за рубежа.

Как объяснил ЦВ Николай Вечер, «авторы рекомендаций исходили из того, что инвесторы никогда не читают длинных лирических описаний местности и ее богатой событиями истории, им нужно понять только суть предложения». Поэтому основными требованиями к инвестпредложению являются краткость изложения, ясность формулировок и полнота предоставляемой информации.

Эксперты рекомендуют разделить текст инвестпредложения на три относительно самостоятельных части. В первой - кратко описать Россию с точки зрения ее инвестиционных преимуществ и место региона в экономике страны. Во второй части сжато охарактеризовать рынок недвижимости региона и основных преференций для инвесторов, а в третьей - дать краткий инвестиционный меморандум предлагаемого проекта. Оформление нужно сделать столь же лаконичным и максимально визуализированным: каждый документ должен содержать не более пяти-шести страниц, изобиловать графическими материалами, иметь англоязычную версию и электронный формат.

Поскольку заказчиком выступил Минрегион, разработчики рекомендаций ориентировались на проекты, поддерживаемые и представляемые администрациями субъектов Федерации. Впрочем, Дмитрий Золин отмечает, что данной методикой можно руководствоваться в представлении любых инвестиционных проектов в сфере недвижимости, и в Гильдии обещают, что ею смогут воспользоваться все участники рынка.

Конечно, грамотно упакованный инвестиционный проект сам по себе не гарантирует приход инвестора в регион. Это необходимое, но не достаточное условие. Нужно создать среду функционирования и воспроизводства инвестиций в регионе: прозрачные рыночные механизмы распределения ресурсов (земли, инженерной подготовки территорий, насыщенности инфраструктуры), административные и налоговые преференции, защищенность инвестиций и гарантированность выхода из проекта на любой стадии с заданной доходностью, возможности для репатриации прибыли и другие.

Это большая, сложная и очень кропотливая работа, которую многие регионы уже провели и успешно привлекают капитал в свои проекты. Конкурировать за иностранные инвестиции российским регионам придется, в первую очередь, с Бразилией, Индией, Китаем, ЮАР, Мексикой и Малайзией. Тут, кстати, не лишне вспомнить, что российские инвесторы склонны инвестировать именно в России, потому что они понимают национальные правила игры и готовы, основываясь на этом понимании, к большему риску, нежели иностранцы, для которых Россия – одна из возможностей в ряду других стран.

Большинство иностранцев о России имеют смутное представление, но зато знают другие страны и имеют опыт работы с ними. Наши основные конкурентные преимущества в этой борьбе – дешевизна земли и (пока еще) энергоресурсов, а среди основных проблем – высокие административные барьеры, коррупция и низкий уровень корпоративного управления.

Об эффективности разработанных рекомендаций и успехе реализации вышеназванных мер повышения инвестиционной привлекательности можно будет судить совсем скоро, по итогам Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate, который пройдет в Санкт-Петербурге в сентябре этого года.