Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.01.201923:48

Стройкомплекс

ЖКХ для Владимира

ЖКХ для Владимира
16 Марта 2012, 10:29
Текст:
Виктория Кашеварова
Версия для печати

Одно из главнейших препятствий на пути реформирования ЖКХ России, по мнению экспертов, заключается в том, что предлагаемые технологии по усовершенствованию отрасли не проверены на практике. Есть теория, но насколько она жизнеспособна, малопонятно. Более того,  результаты непредсказуемы. Именно поэтому каждой внедряемой инновации требуется исследование. И площадкой, на которой столкнутся теория и действительность ЖКХ, стал город Владимир. В городе в пилотном режиме начали реализовываться четыре приоритетных проекта реформирования ЖКХ, разработанных городской администрацией.

Как рассказал глава города Сергей Сахаров: «Нам повезло, что Владимир вошел в число крупных городов, где будут реализованы пилотные проекты. Четыре приоритета реформирования ЖКХ - это создание системы общественного контроля в ЖКХ, наведение порядка в управлении многоквартирными домами, запуск механизмов капитального ремонта и оптимизация расходов коммунальных предприятий на базе Владимирводоканала».

Сменить одну управляющую компанию на другую совсем непросто. Например, во Владимире их 29, за каждой закрепились определенные дома, которые по добру, по здорову они не отдадут. Соответственно, если сменить нельзя, значит надо просто изменить.

На федеральном уровне в скором времени должен быть утвержден минимальный гарантированный перечень услуг, которые должны оказывать управляющие компании. Пока же этот стандарт в пилотном режиме в течение марта будет внедрен во Владимире. С согласия практически всех руководителей управляющих компаний города разрабатывается форма договора между жителями и управляющей компанией, в котором будет зафиксирован обязательный минимум услуг, предоставляемых УК, а также установлены нормы качества этих услуг. Кроме того, появится единая информационная база данных по состоянию жилого фонда, потреблению коммунальных ресурсов и платежам по ним.

Также товариществам собственников жилья Владимира предлагается регулярно собираться и в инициативном порядке выдвигать, во-первых, претензии и предложения к деятельности «управдомов», и в случае крайней необходимости обращаться в муниципальные органы власти с требованием сменить нерадивого «управленца».

Для более активного вовлечения граждан в решение проблем ЖКХ, будет создан информационный портал, на который любой житель сможет отправить свою жалобу, касающуюся «коммуналки», и отслеживать ее решение в режиме реального времени.
Если человек увидит какой-то непорядок в ЖКХ своего района, например, замусоренный подъезд, он может сфотографировать это безобразие и отправить на сайт. И на этот сигнал обязаны будут реагировать органы власти, коммунальные службы, управляющие компании.

Безусловно, есть опасение, что подобная система будет способствовать еще большей «бюрократизации» отрасли, однако, как уверены разработчики, этого не произойдет, так как на обращение требуется незамедлительная реакция ответственных лиц. Кроме того, как полагают в Администрации Владимира, такой портал удобен и для управляющих компаний, коммунальных служб, так как не надо будет составлять сотни  бумажных ответов, а решать проблему будут тут же, на сайте.

Сами руководители управляющих компаний Владимира такую инновацию оценивают весьма скептически. Ведь некоторые из них буквально погрязли в жалобах жителей. Понятно, что новая интерактивная карта города, на которой в он-лайн режиме будут появляться все новые и новые жалобы, вызывает у них естественные опасения.

«Я жителям  объясняю, я даже их предостерегаю: чем больше вы жалуетесь - тем хуже вам, - заметил исполнительный директор управляющей компании «ЖКС» Сергей Годунин. - Я пытался на пальцах сосчитать, сколько у нас сейчас стало контрольных органов, которые нас проверяют с периодичностью 2 раза в неделю - и все эти штрафы ложатся на плечи жителей».

Пожалуй, самая сложная и объемная задача, стоящая перед Владимиром, заключается в том, что мэрия намерена составить сметы ремонта и определить источники финансирования на все без исключения многоквартирные дома. При этом власти намерены усилить компанию по информированию собственников жилья о способах накопления на ремонт. Ведь жильцы должны понимать, что по отношению к собственности, у них есть не только права, но и обязанности.

Одна из главных – это содержание своего дома в надлежащем состоянии. Должен быть разработан удобный механизм софинансирования капитального ремонта собственниками жилья и муниципалитетами. Кроме того, предусматриваются такие пути денежного обеспечения ремонта как кредиты, страховые выплаты, субсидии или же регионального Фонда ЖКХ.
Как рассказал глава города Владимира Сергей Сахаров: «Для того, чтобы этот пилот заработал, необходимо, по крайней мере, знать, какие средства необходимо вложить в каждый дом. Без, собственно, разделения - либо это товарищество собственников жилья - в старом режиме ЖСК, либо это муниципальный дом».

Четвертым «пилотником» станет запуск системы оптимизации расходов коммунальных организаций на базе Владимирского водоканала. В ближайшее время будут разработаны условия для привлечения инвесторов в это предприятие, при этом водоканал останется в муниципальной собственности. Предполагается, что за счет оптимизации работы всех систем водоканала и сторонних инвестиций основной инвестор сможет вернуть свои вложения через 5-7 лет.

Что важно для мэрии, ни один из этих проектов не требует серьезных вложений. Новые источники средств и дополнительные ресурсы найдутся за счет более рационального планирования коммунальных расходов на местах, так как на сегодняшний день потребитель платит более чем достаточно. Если эти пилотные проекты покажут хорошие результаты, то опыт Владимира будет распространяться по всей стране. Наработки города лягут в основу новых федеральных законов, регулирующих сферу ЖКХ.