Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

29.06.201717:09

Конкуренция

Лицензирование управляющих компаний — это не передел рынка, а его очищение

Лицензирование управляющих компаний — это не передел рынка, а его очищение
16 Апреля 2014, 07:23
Текст:
Виктор Гессов
Версия для печати

15 апреля на заседании Комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству было рекомендовано принять в первом чтении законопроект о лицензировании компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами. Законопроект предполагает обязательное получение лицензий управляющими организациями многоквартирных домов и ТСЖ, а также прохождение их руководителями квалификационных экзаменов.

Необходимость скорейшего принятия данного законопроекта его инициаторы объясняют плачевной ситуацией, сложившейся на рынке жилищно-коммунальных услуг. «Я специально поднимал статистику: за последние два года обращения граждан в жилищную инспекцию выросли на четверть. В прошлом году больше 190 тыс. обращений граждан по непредоставленным жилищно-коммунальным услугам. Вот этот вал идет», — заявил заместитель председателя Комитета ГД РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной закону о лицензировании.

Одним из ключевых пунктов законопроекта является процедура лишения управляющей компании лицензии. «Если собственник обратился в Госжилинспекцию с жалобой, и ГЖИ устанавливает факт несоблюдения установленных законодательством требований, то она выдает управляющей компании предписание устранить нарушения. Если эта управляющая компания не выполняет в срок предписание, тогда в судебном порядке на нее накладывается административное взыскание. Вот если два административных взыскания наложено в судебном порядке за год по одному дому, тогда появляется основание, предусмотренное в законопроекте, когда Госжилинспекция фактически своим решением расторгает договор управления с управляющей компанией», — разъяснил механизм изъятия лицензии заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. — Если таких домов по соответствующими обстоятельствам стало более 15%, тогда у управляющей компании в судебном порядке происходит отъем лицензии по всему фонду, которым она управляет». Управляющая компания оказывается исключенной из рынка коммунальных услуг сроком на три года.

Критики законопроекта сетуют на то, что с его принятием государство фактически ставит крест на идеологии воспитания активного собственника и возвращается к жесткому регулированию жилищно-коммунальной отрасли. В частности, ведущий юрисконсульт «Института экономики города» Дмитрий Гордеев высказал мнение, что система лицензирования УК никак не решает проблемы пассивности собственников и может развязать руки мелким жалобщикам.

Однако с точки зрения сторонников законопроекта лицензирование управляющих компаний как раз позволит защитить права активных собственников, которые в сложившихся условиях на рынке жилищно-коммунальных услуг ничего не могут сделать с недобросовестными организациями. «Мы, например, лично выезжали помогать жильцам проводить общее собрание в больших домах. И это было более жесткое действо, чем избирательные компании мэров в каких-нибудь маленьких городах. Там действительно идет серьезная борьба за ресурсы, серьезная борьба за дома. И, к сожалению, люди даже с нашей помощью справиться с такой хорошо организованной силой, которую представляет управляющая компания, не в состоянии. Точно также и ГЖИ, которые призваны следить за порядком в этой сфере, разводят руками и говорят, что им не хватает полномочий для того, чтобы защитить законные права граждан», — рассказала на пресс-конференции председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

«Существуют такие закоренелые проблемы, связанные с теми компаниями, которые в большинстве своем собственниками не выбирались. Если это новые дома, то такие компании приходят от застройщика. Либо это компании, которые были выбраны в свое время муниципалитетами на конкурсе. И по факту мы с вами получили значительное количество управляющих компаний, на которые мы как собственники повлиять не в состоянии», — обозначил положение дел Андрей Чибис. — На наш взгляд, в сложившейся ситуации пока еще недобросовестной конкуренции на рынке, когда на наших домах есть компании, которые не нами с вами выбирались, единственной управой на них сейчас является введение лицензирования. Это помощь государства собственникам в случае обращения таких собственников к государству».

Альтернативой лицензированию управляющих компаний является идея упорядочивания рынка жилищно-коммунальных услуг при помощи развития саморегулируемых организаций. Но по мнению сторонников лицензирования такая стратегия требует слишком много времени. «Два года мы занимались законопроектом по саморегулированию в сфере ЖКХ. СРО, в принципе, сейчас работает в большинстве стран Западной Европы. Этап лицензирования эти страны уже прошли. Но если мы с вами хотим быстро и в короткие сроки внедрить правила управления, квалификацию управляющих компаний, то, на наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом на сегодня является лицензирование. Если саморегулирующие организации сами будут определять профессиональные требования для своих членов, то это займет гораздо более долгий путь. Что касается лицензирования правил игры, то их вырабатывает государство в лице Правительства и Министроя, и они начинают одновременно действовать по всей стране. Поэтому, если мы хотим оперативно навести порядок в этом вопросе, то лицензирование, на наш взгляд, гораздо более действенный механизм», — подчеркнул Павел Качкаев.

«К сожалению, вот правда жизни состоит в том, что идеология действующего жилищного кодекса сильно не соответствует имеющимся реалиям. Большинство людей не хотят вступать в эти «коммунальные войны», а хотят платить и получать соответствующие коммунальные услуги и иметь определенные гарантии от государства, что их защитят, если их законные права нарушены», —отметила Светлана Разворотнева.

В Госдуме закон о лицензировании будет рассматриваться в 20-х числах апреля. Предполагается введение серии смягчающих поправок, включающих упрощение процедуры выдачи лицензии на первых этапах вступления закона в действие, а также право собственников жилья на наложение вето в случае решения Госжилинспекцией о расторжении договора с управляющей компанией. Данные поправки, как надеются сторонники законопроекта, позволят соблюсти баланс интересов и упредить возможный произвол со стороны чиновников. «Мы действительно против передела рынка. Мы за его очищение. Очистить нужно вот от этой прослойки недобросовестных участников», — заверил Андрей Чибис.