Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.08.201701:33

Конкуренция

СРО расскажут все о себе и своих членах

СРО расскажут все о себе и своих членах
16 Января 2014, 16:31
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Понимая невозможность обязать коммерческие организации предоставлять о себе максимум достоверной информации на сайтах и отслеживать выполнение такой нормы каждой компанией в отдельности, регулятор решил задействовать СРО, выпустив №113-ФЗ об информационной открытости. Вполне изящное решение может дать хорошие плоды.

Во-первых, более полное раскрытие информации компаниями поможет в создании более прозрачных профессиональной среды и рынка услуг. Хотя у любых изменений, разумеется, всегда есть противники. Некоторые представители СРО на круглых столах и интернет-форумах, например, неодобрительно высказываются о необходимости раскрывать в реестре на сайте сведения, которые их организации уже и так предоставляют различным надзорным органам. Последние размещают информацию на своих сайтах, где ее и может найти любой желающий. «Потребителю удобно не потратить дополнительные 112 кб трафика (на поиск нужной информации - ЦВ), а строительным компаниям нанимай дополнительного сотрудника в аппарат СРО, который будет постоянно отслеживать изменения в указанном реестре, ретранслировать их в свой реестр и потом эти сведения еще и в надзорный орган направлять на бумажном и электронном носителе», - возмущается на сайте конференции, посвященной практическому саморегулированию, член дисциплинарного комитета СРО НП «Монолит» Ильдар Галиев. Возмущается не зря, сотрудники СРО и компании-члены, не имеющие средств автоматизации, действительно получат новое обремение. Однако малочисленные СРО вполне способны справиться с актуализацией информации «вручную», а крупные организации это может сподвигнуть стать эффективнее.

До автоматизации общие расходы на документооборот (печать и отправку документов) составляли 11,5 млн рублей в год. После автоматизации расходы на документооборот (отправку и получение) составили 1,7 млн рублей

Тем более, что немало СРО уже внедрили автоматизированные системы управления и многие положительно оценивают результаты. Например, в НП «СМАО» автоматизировали ведение документооборота и реестров, раскрытие информации, фиксацию информации о плановых и внеплановых проверках. Появилась интеграция с учетной системой, а связь с членами СРО (подача заявок, просмотр информации о страховке, отправка запросов) теперь осуществляется в онлайн-режиме. «До автоматизации общие расходы на документооборот (печать и отправку документов) составляли 11,5 млн рублей в год. После автоматизации расходы на документооборот (отправку и получение) составили 1,7 млн рублей. Кроме того, за счет снижения числа специалистов сократился ФОТ. Еще мы избавились архивов; московским СРО аренда помещений обходится дорого. На автоматизированную систему было потрачено несколько миллионов рублей», - рассказал на круглом столе в ТПП, посвященном информационной открытости, руководитель IT-отдела НП «СМАО» Николай Чеботарев.

Пользователи сайтов СРО, добрая половина которых - потенциальные заказчики, приветствуют раскрытие максимума информации о потенциальных исполнителях на одной площадке. «Заказчику удобнее зайти на сайт одной или другой СРО в регионе и там все увидеть, а не шерстить все сайты ваших членов, министерств, страховых и прочее. И скажите мне еще, как заказчику, в каком ведомстве историю и опыт посмотреть, если иногда надо не по «звонку», а по потребности исполнителя найти?», - отвечает Ильдару Галиеву один из участников обсуждения закона в интернете. Потребители услуг членов СРО с принятием №113-ФЗ очевидно выигрывают, получая лучшие условия для принятия решения. Там, где выигрывает потребитель, выигрывает экономика.

Прозрачный рынок услуг в идеале идет бок о бок с улучшением профессиональной и деловой среды. Компании начинают больше заботиться о качестве своей работы и репутации. Здесь новое законодательство тоже задает компаниям нужный вектор приложения сил. Например, среди требований к раскрытию информации значится необходимость указывать на сайте СРО сведения об аттестации компаний-членов или их работников, если это подразуемвается законом или уставом СРО. Такое требование может хорошо сыграть в паре с национальным планом развития профессиональных стандартов, заявленным в майских указах президента. Напомним, что на декабрьском совещании Владимира Путина с правительством и АСИ, президент дал поручение разработать национальную систему квалификаций, обязательные профстандарты и правила подтверждения квалификации. Подтверждение профпригодности станет обязательным для всех госслужащих, работников бюджетных организаций и компаний с госучастием, заявил президент. По мере появления актуализованных отраслевых стандартов и формирования прозрачного рынка, вероятно, в процесс включатся и коммерческие организации.

Мы бы хотели, чтобы №113-ФЗ помог нам получать заказы, мы рады себя пиарить

Немаловажно, что обязанность СРО давать исчерпывающую информацию о каждом своем члене позволит добросовестным и конкурентоспособным компаниям дополнительно себя прорекламировать на отраслевой площадке. «Члены Национального объединения проектировщиков работают по №94-ФЗ, давшему два критерия оценки - сроки и деньги. За четыре года такой работы расплодились фирмы-однодневки, почти полностью разрушилась проектная отрасль, закрылись четыре проектных института. Мы бы хотели, чтобы №113-ФЗ помог нам получать заказы, мы рады себя пиарить», - сказал ЦВ вице-президент НОП, генеральный директор ОАО «МосводоканалНИИпроект» Евгений Пупырев. Эффективность такого пиара возрастет, если автоматизация процессов управления деятельностью СРО получит широкое распространение и будет создан информационный сайт с единым ресстром СРО с возможностью выборки по отраслям, регионам и иным параметрам.

Во-вторых, новое законодательство об информационной открытости призывает СРО всех их членов к большей клиентоориентированности. «Все наше общество является пользователем информации, которую СРО обязано размещать на своем сайте. Чаще всего СРО пытаются предусмотреть какие-то ухищрения, чтобы потребитель не мог воспользоваться информацией. Например, информацию о мерах дисциплинарного воздействия размещает не в разделе реестра, где ее можно было бы ожидать, а в своем периодическом издании», - описывает сложившуюся ситуацию начальник управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Миннегэл Попова.

Размещенная на сайтах СРО информация должна быстро загружаться на небольших скоростях и отображаться на мобильных устройствах в неискаженном виде

Технические требования к сайту СРО, дорабатываемые сейчас Минэкономразвития вместе с профессиональным сообществом, как раз направлены на повышение удобства для пользователей. Например, упростить поиск информации помогут поиск по сайту и по фрагментам текста размещенных на нем документов, а также упорядочивание информации - наличие карты сайта и текстовых адресов страниц (URL), отражающих их место в структуре ресурса. Как отмечает руководитель агентства веб-разработок «Акатовмедиа» Павел Акатов, улучшить пользовательские характеристики сайтов СРО помогут и такие требования, как наличие навигации, возможности поиска и использования текстовой информации при выключенной функции отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе, а также возможность масштабировать шрифты и элементы интерфейса. «Все больше людей выходят в интернет с мобильных телефонов и пользуются мобильными приложениями. Это значит, что размещенная на сайтах СРО информация должна быстро загружаться на небольших скоростях и отображаться на мобильных устройствах в неискаженном виде», - поясняет Павел Акатов. Он также считает, что требование размещать счетчики посещений страниц может стать отправной точкой для дальнейшего улучшения пользовательских характеристик сайтов СРО: «На основании полученных таким образом данных удобно анализировать и улучшать использование сайта, отслеживать его работоспособность».

В целом новую законодательную базу в части информационной открытости можно расценивать как удачную попытку регулятора улучшить условия для развития конкурентной и цивилизованной деловой среды. Именно таких действий обычно хотят от государства участники многочисленных бизнес-форумов и конференций. После того, как новое законодательство заработает в полную силу, у нас будет возможность оценить готовность бизнеса работать в тех самых более благоприятных, конкурентных, прозрачных (можно продолжить при желании) условиях, которых он добивался и наконец-то получил. Как говорится, получите - распишитесь.

ПО ТЕМЕ

ФАС, помилуй нас!
ФАС, помилуй нас!
Конкуренция
НПКП «Багира»: «Этот иск совершенно неуместен»
НПКП «Багира»: «Этот иск совершенно неуместен»
Конкуренция
«ГРАНД-Смета» проиграла в монополию
«ГРАНД-Смета» проиграла в монополию
Конкуренция
«ГРАНД» оставит клиентов без нескольких СНБ
«ГРАНД» оставит клиентов без нескольких СНБ
Комментарии
НОП приглашает специалистов стройиндустрии поучаствовать в разработке нормативно-технической документации
НОП приглашает специалистов стройиндустрии поучаствовать в разработке нормативно-технической документации
Стройкомплекс
Лицензирование управляющих компаний — это не передел рынка, а его очищение
Лицензирование управляющих компаний — это не передел рынка, а его очищение
Стройкомплекс
Вопросы защиты прав на базы данных в нормах российского законодательства
Вопросы защиты прав на базы данных в нормах российского законодательства
Экспертное сообщество
Сметчикам нужно проверить наличие лицензий у баз данных сметных нормативов
Сметчикам нужно проверить наличие лицензий у баз данных сметных нормативов
Экспертное сообщество
«Мы не можем ждать милостей от ценообразования, cформировать систему и эффективно ее использовать — наша задача»
«Мы не можем ждать милостей от ценообразования, cформировать систему и эффективно ее использовать — наша задача»
Экспертное сообщество
В Белоруссии оценят качество строительной продукции по-новому
В Белоруссии оценят качество строительной продукции по-новому
Экспертное сообщество