Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

19.08.201821:59

Конкуренция

На международные рынки вслед за российскими корпорациями пора выйти и среднему бизнесу

На международные рынки вслед за российскими корпорациями пора выйти и среднему бизнесу
25 Апреля 2012, 01:00
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

Сегодня на международной арене широко представлены, главным образом, крупные российские компании ресурсодобывающих отраслей, есть и локальные успехи в области высоких технологий.

Впрочем, выход на глобальные рынки дается нам нелегко. Директор департамента зарубежных производственных активов ГМК «Норильский никель» Роман Панов признает, что за рубежом компании натыкаются на прямые и косвенные барьеры, также играет свою роль серьезная конкуренция.

Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН, доктор экономических наук Алексей Кузнецов отмечает наличие определенного инвестиционного контрпротекционизма по отношению к российскому бизнесу. Добавляя, впрочем, что любые иностранные компании и – и европейские, и американские – сталкиваются с  аналогичной проблемой.

Свою роль играет и предвзятое отношение к нашей национальной деловой культуре. Восприятие российской компании иностранцами, по словам Романа Панова, зависит от того, кто входит в состав акционеров, кто является учредителем, какова в них доля государства. Последнее часто становится темой язвительных статей в иностранной прессе.

Впрочем, образ российского бизнеса за рубежом постепенно меняется в лучшую сторону благодаря тому, что многие крупные отечественные компании заработали хорошую репутацию среди иностранных партнеров, а их акции успешно торгуются на бирже.

В неудачах за границей есть и наша собственная вина: часто сделки не проработаны, а нюансами пренебрегают. Яркий пример – попытка купить «Опель». Договорившись с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, российская сторона не учла, что в Германии такие решения принимаются не на федеральном, а на местном уровне главами земель, поэтому сделка сорвалась.

Однако при этом отношение к компаниям из России менее напряженное, чем, скажем, к китайским. Связано это с особенностями стратегии развития зарубежных подразделений и «дочек» наших корпораций, исторически сложившимися связями.

Так, приход российского игрока в какую-либо африканскую страну ассоциируется с комплексным развитием инфраструктуры, созданием рабочих мест для местного населения. Компании из КНР, напротив, ведут экспансию исключительно в своих интересах, трудоустраивая на заводы китайских работников, жестко нацеливаясь на получение доступа к ресурсам.

Сегодня страны СНГ и  «третьего мира»  наиболее привлекательны для российской экспансии. Весомая доля отечественных капиталовложений сосредоточена в СНГ, где помогают сходство менталитета и старые деловые связи, на Балканах (Сербии и Черногории) и в некоторых странах Африки (Ботсване, Гвинеи, Буркина-Фасо).

Эксперты сходятся во мнении, что уже можно говорить о появлении полноценных ТНК среди крупного российского бизнеса, и теперь важно, чтобы за ними потянулись средние компании.

Поэтому, по мнению Алексея Кузнецова, сегодня в государственной поддержке нуждается не столько крупный бизнес, сколько средние компании, чья конкурентоспособность может быть на уровне в странах «третьего мира».