Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

02.08.202118:01

Экспертное сообщество

94-ФЗ против Федеральной контрактной системы

94-ФЗ против Федеральной контрактной системы
25 Марта 2011, 00:00
Текст:
Михаил Евраев, начальник управления ФАС РФ по контролю за размещением государственного заказа
Версия для печати

Федеральная антимонопольная служба к проекту закона «О федеральной контрактной системе» относится негативно. Законопроект, подготовленный Высшей школой экономики и Министерством экономического развития, противоречит поставленной Президентом России задаче по усилению борьбы с коррупцией. Принятие подобных инициатив приведет к результату «с точностью наоборот», а именно к резкому всплеску коррупции. Они разрушают все положительное, что сделано за последние годы благодаря применению Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Законопроект МЭРа и ВШЭ, к сожалению, основывается на некорректной интерпретации статистики (по цифрам размещения заказов без торгов). Но главное другое – законопроект реставрирует многие старые коррупционные практики. Так, в проекте этого закона предлагается произвольный выбор заказчиком способа размещения заказа. Если заказчик не хочет участвовать в электронном аукционе, он может выбрать конкурс или «конкурентные переговоры», как способ размещения заказа. Все мы прекрасно понимаем, к чему приводят такие беседы с глазу на глаз. Побеждают всегда глаза того, кто является родственником или близким другом.

В данном законопроекте предлагается произвольное (по соглашению сторон) изменение цены контракта, а также его одностороннее расторжение заказчиком. Это значит, что заказчик, если поставщик не «его» в любой момент может придумать «уважительную» причину, расторгнуть контракт и передать его выполнение тому, кто его больше устраивает.

Противники Федерального закона №94, в частности, строительное лобби, утверждают, что в действующем законе приоритет отдан цене в ущерб  качеству работ и услуг. Это не так. Стоит  внимательно посмотреть закон, чтобы убедиться, что главная его цель – качественная поставка товаров и услуг на основе конкуренции.

В законе предъявляются высокие требования к качеству. Только оно является не критерием оценки, а обязательным критерием допуска к торгам. Если заявка не соответствует требованиям заказчика, она не будет допущена на торги. А критерии качества тех же строительных работ описаны в проектно-сметной документации (ПСД), которая представляется вместе с заявкой. Единственное, что в дальнейшем надо делать заказчику – это осуществлять надлежащий надзор за тем, как ведутся работы. Часто заказчики этого не делают, а потом ходят по инстанциям жаловаться: «Знаете, у меня что-то не то построили…». Надо просто приемку работ делать качественно, а не подписывать бумаги на «честном слове».

В строительных аукционах к тому же есть предварительная квалификация. Есть норма, согласно которой строительная компания должна иметь опыт по строительству и сдаче объекта в эксплуатацию стоимостью не менее 20% стоимости, на которую она претендует. Сейчас выставлять такое требование –  это право заказчика. Это требование необходимо сделать обязанностью – чтобы на все крупные контракты претендовали только те компании, которые имеют надлежащий опыт выполнения данных работ.

Кроме того, сегодня у нас вместо отмененного лицензирования есть допуск саморегулируемой организации, для получения которого необходимо выполнить целый ряд требований. И если компания получила допуск СРО, значит, видимо, все в порядке, и эта компания может строить. А если у нас что-то происходит не так с выдачей допусков СРО, то, наверное, надо говорить об изменении законодательства, регламентирующего непосредственно деятельность СРО.

Почему-то Федеральный закон №94 считают законом «о решении всех проблем РФ». Это не так. Например, к безопасности в сфере строительства, на чем часто делают акцент его оппоненты, закон о размещении госзаказа никакого отношения не имеет. Этот вопрос регулируется Градостроительным кодексом РФ, строительными нормами и правилами.  Как, скажем, безопасность лекарств регламентируется соответствующими законодательными актами в сфере здравоохранения, устанавливающими допуск на территорию РФ лекарственных средств.

До принятия Федерального закона №94 в сфере размещения госзаказа вообще не было никаких правил. Теперь появился публичный контроль, единый общероссийский портал, электронные аукционы на ограниченном количестве площадок, появились требования к качеству продуктов и услуг. С введением электронных торгов появилась идеальная  площадка для формирования конкурентной доступной среды для малого и среднего бизнеса. Многим крупным компаниям такая прозрачность ни к чему. Они привыкли «договариваться».

В то же время необходимо отметить, что в законе, безусловно, есть недостатки. Их необходимо устранять. На сайте Федеральной антимонопольной службы размещена концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа». Это порядка 20 ключевых положений, с аналитикой, цифрами, изложением проблем, которые существуют в этой сфере, и предложениями по их решению. Надо двигаться дальше, исключая недостатки, и используя  достигнутый положительный опыт.

ФАС считает, что Федеральный закон №94 – это закон, который можно назвать проектом по модернизации страны. И конечно, дальнейшее совершенствование и развитие системы должно строиться на его основе. Мы рассчитываем на поддержку нашей позиции в Правительстве и у Президента.