Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

21.11.201702:06

Позади Москва

Позади Москва
26 Января 2012, 14:42
Текст:
Павел Межов, аналитик НАСИ
Версия для печати

Ну вот почему Москва всегда оказывается позади? Вступает страна в ВТО, явно назревают реформы, вполне вероятным становится переезд правительственных структур. И тогда, переместившись к западу и глядя на Европу, правительство оставит «старую» Москву позади, повернется к ней спиной. И забудет?

А может Москве только того и надо, чтобы о ней на время забыли. Ее уже на интернет-форумах называют не иначе как «нерезиновая». В Москве и так уже живет каждый двенадцатый россиянин, а работает – каждый девятый. Нет, конечно, можно равняться на Каир – прибежище каждого третьего египтянина, но надо ли? Может лучше пойти по пути развития «цивилизованных» государств, децентрализоваться, создать множественные центры притяжения?

Мы так любим сравнивать себя с Америкой. Так давайте с нее и возьмем пример. Столица США – полумиллионный (с пригородами) Вашингтон – не является финансовым центром и никогда не пытался им стать. В нем нет сотен оборонных предприятий. Там не пытаются застроить все вокруг «инвестиционной недвижимостью». Никому даже в страшном сне не придет в голову увеличивать территорию Вашингтона, чтобы привлечь туда пару миллионов новых жителей. Но ведь это не мешает обитателям столицы управлять страной.

При этом в США нет недостатка в огромных мегаполисах. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, каждый живет и развивается. Но ни один не стремится стать единственным.
 
Конечно, у нас еще есть Санкт-Петербург. Но это особый случай. Он тоже как бы столица. И у нас есть еще «миллионники» - Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа и еще с три десятка городов, имеющих больше полумиллиона жителей. Так почему не только все федеральные властные структуры должны сидеть в Москве, но и финансовый центр надо создавать в ней же, и научный, и образовательный. И все, все, все. Вот разве что нефть с алмазами добывать непосредственно ни на Остоженке, ни в Рублево-Архангельском никак не получается.

Но должны же понимать люди, у которых хватило способностей пробиться на вершину властной пирамиды, что не может развиваться страна, в которой каждый, кто сумел скопить достаточно миллионов, стремится часть из них вложить в недвижимость первопрестольной, так сказать, закрепиться в центре и «пометить» территорию. В стране должны быть другие ориентиры.

Бесспорно, кроме коррупции на всех уровнях, развитию России мешают наши законы. И еще больше их вольное толкование в великом множестве подзаконных актов, ведомственных инструкций и прочем ворохе «важных» бумаг. Про неравенство перед законом, зависимость судов и верховенство «понятий» достаточно сказано и без меня.

Я сейчас о другом. Одним из краеугольных камней инновационного развития страны является кадровый вопрос. Готовить всех необходимых специалистов на местах не брались даже в СССР. Стране жизненно необходимо решать проблему мобильности ее граждан. Сегодня подвижность населения России конечно тоже существует, но только в центростремительном направлении.

А нужна подвижность абсолютная. Вот, скажем, предложили омичу хорошую работу, например, в Краснодаре или Хабаровске. Как вы думаете – поедет он туда? Вопрос ведь даже не в том, захочет ли поехать. Нас привязала к месту приватизация жилья. Сегодня запросто и почти без проблем сменить место приложения своих способностей на другой город или регион могут либо весьма обеспеченные люди, либо те, кому работодатель предоставляет жилье. Что, кстати, зачастую одно и то же.

Всем остальным, чтобы поменять место жительства, необходимо выстроить целую цепочку сделок купли-продажи жилья, решить проблему перевозки имущества. А если есть дети? Места в детских садах даже в Москве проблема. И как сорвать с места старшеклассника, учащегося, например, физико-математического лицея, или студента – много ли вузов у нас готовы предоставить общежитие тому, кто еще вчера считался «местным», а сегодня его родители уехали в другой город? Проблемы, проблемы. Они нарастают как снежный ком и отбивают всякую охоту к перемене мест. Кто должен их решать?

По привычке хочется сказать – государство. Но нет. Решать проблему должен тот, кому она не дает развиваться, то есть работодатель. Не важно, кто должен переехать – токарь, менеджер по развитию, «топ» или госслужащий. Заботиться о его обустройстве должен тот, кто «позвал в дорогу».

И вот что мы видим – да то, что одновременно с проблемой кадров находится и решение жилищной проблемы. Именно работодатель, вне зависимости от его масштаба и статуса, обязан решить, где и как будут жить его новые работники. Решить, что ему выгоднее – выкупить квартирный фонд для сдачи в найм, предоставить субсидию, организовать ЖСК или придумать некий свой путь.

А государство, исходя из самого определения этого аппарата, должно разрабатывать правильные законы и бдительно следить за их соблюдением. Служить и защищать. И больше оно ничего не должно делать.