Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

14.12.201711:18

Рынок затребовал негосударственную экспертизу

Рынок затребовал негосударственную экспертизу
29 Декабря 2011, 11:37
Текст:
Денис Торопов, директор АНО «Национальный центр негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Версия для печати

Президент РФ Дмитрий Медведев окончательно закрепил в российском законодательстве такой вид экспертизы, напрямую касающийся строительной отрасли, как экспертизу экономической составляющей инвестиционно-строительных проектов.

Подписанные в конце ноября главой государства поправки в Градостроительный кодекс РФ предоставили «возможность проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации объектов капитального строительства как альтернативы государственной экспертизе, а также устанавливают требования к лицам, которые вправе подготавливать заключения негосударственной экспертизы».

Следует отметить, что работа над внедрением института проверки экономической составляющей инвестиционно-строительного проекта не ограничивалась лишь разработкой соответствующих поправок в Градостроительный кодекс РФ. За последние годы последовательно принимались комплексные решения, направленные на то, чтобы усилить роль специалистов в сфере ценообразования при рассмотрении и оценке проектной документации. 

Так, можно вспомнить Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Однако там речь не шла о рыночной оценкe стоимости, лишь сравнивались осуществленные в сметной документации объемы проектных решений, сопоставлялись с государственными нормативами, включенными в реестр. Эта формальная по сути проверка не отвечала на вопрос: а сколько может в принципе стоить объект; соответственно, за какую минимальную сумму его можно построить? Ведь именно этот вопрос интересует практически всех бизнесменов. 

Стимулом для введения экономической экспертизы стало и положение 94-ФЗ о госзакупках, которым предусматривается, что на всю сумму заключаемого государственного контракта подрядная организация обязана обеспечить банковскую гарантию. Таким образом, кредитные и страховые организации заинтересовывались в появлении независимого и профессионального института экономической экспертизы проекта, чьи специалисты несли бы ответственность за выдаваемые заключения о финансовой составляющей проектного решения.

Понятно, что давать оценку надлежащего качества могут эксперты, не связанные с государственной номенклатурой,  способные противостоять административному давлению. Это инженеры-ценовики, которые знают и понимают рынок, проверку достоверности инвестиционно-строительного проекта могут провести с позиций рыночных цен на строительство того или иного объекта.

Такое по плечу компаниям, занимающимся негосударственной экспертизой экономической части проекта. В этом  случае оценка становится уже не просто формальной выдачей гербовой бумаги для пополнения  комплекта с разрешительной документацией, а бизнес-услугой для широкого спектра организаций.

Эталонная база

Опыт работы нашей компании показывает, что существует огромный сегмент организаций и инвесторов, которых интересует реальная цена инвестиционно-строительных проектов. В частности, только за прошедший год мы провели экспертизу почти сотни различных объектов общей стоимостью в несколько десятков млрд. руб.

При проведении экспертизы наши эксперты стараются пользоваться широким комплектом документов, прежде всего, ориентируясь на интересы заказчика. В ряде случаев из-за требований заказчика по проведению конкретной экономической экспертизы приходится обходиться лишь некоторыми утвержденными нормативными базами. Однако при этом не исключается возможность использовать и другие информационные материалы. Спектр здесь довольно широкий – это и региональные базы, и базы мониторинга стоимости строительных ресурсов,  который сегодня дают многие организации.

Вся эта информация у нас присутствует в полном объеме, мы ее, безусловно, используем. Вместе с тем, надеемся, что соответствующими структурами будет ускорен выпуск более актуализированных нормативов в уровне цен 2011-2012 гг., а также базисный метод расчетов полностью уступит место ресурсному методу, который, безусловно, более точен.

Для нас как экспертов в самых спорных вопросах именно пересчет стоимости данного на экспертизу объекта ресурсным методом становится последним решающим ответом на вопрос o стоимости.

Программное обеспечение

В своей работе наши эксперты используют программные продукты. Мы стараемся работать с теми технологиями, которые удобны заказчику и более других ориентированы на него.

Каких-либо серьезных ограничений в использовании средств нет. Однако в случаях наличия корпоративных стандартов, связанных с предоставлением сметной документации, выбирается определенный программный продукт.

Например, при проведении серьезной экспертизы в области энергетики для Федеральной сетевой компании по оценке энергосетевых объектов нам пришлось учитывать особенности  внутренней политики ФСК по позиции сметных расчетов. В качестве корпоративного стандарта в данной компании принят программный продукт «ГОССТРОЙСМЕТА». Соответственно, для заказчиков экспертизы отчеты о проведенной работе предоставлялись на основе упомянутого выше программного продукта.

Цена вопроса

Стоимость проведения негосударственной экспертизы в различных компаниях может варьироваться. Если государственная экспертиза привязана к жестким тарифам, то негосударственная может быть как дешевле, так и дороже, что обусловлено рыночными условиями.

В частности, в нашей компании цены на проведение экспертизы сопоставимы с государственными расценками, но зато существенно меньше сроки ее проведения. В отдельных случаях предмет экспертизы может быть гораздо шире, чем предусмотрено компетенцией государственной экспертизы.

Также важно, что мотивацией негосударственного эксперта является желание услышать заказчика, понять нюансы задачи,  здесь нет формального отношения к делу. И, как правило, это удается сделать.

В отдельных случаях, где мы сталкиваемся с некачественной документацией и не вполне внятной работой проектной организации, выдаем дополнительные рекомендации: как необходимо поступить, что изменить и т. д. Бывали случаи, когда по результатам работы мы выдавали отрицательные заключения ввиду некорректно составленных расчетов.

Квалификация экспертов

Одним из ключевых моментов, на что всегда обращает внимание заказчик, является вопрос квалификации негосударственного эксперта. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлены четкие правила аккредитации и квалификационные требования. Поэтому уровень квалификации что экспертов государственных, что негосударственных очень высок. И степень ответственности очень высока, в том числе для конкретной организации, которая по закону должна быть аккредитована при Министерстве регионального развития РФ.

Если эта организация перестает соответствовать квалификационным требованиям, или ее работа вызывает определенные сомнения, существует процедура отмены этой аккредитации, что предусмотрено правительственным постановлением. В результате организация потеряет возможность заниматься негосударственной экспертизой.

Кстати, уже есть отдельные случаи приостановления и отмены аккредитации среди органов негосударственной экспертизы, что говорит о том, что Минрегион очень пристально следит за этой деятельностью и реагирует в отдельных случаях даже жестче, чем он бы реагировал на проколы органов государственной экспертизы. То есть отношение у него очень жесткое. Поэтому качество результата и требования к квалификации персонала в органах негосударственной экспертизы на практике получаются более жесткими, чем в государственной.