Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

22.09.202023:06

Эластичный цемент

Эластичный цемент
10 Января 2013, 00:00
Текст:
Павел Межов, аналитик НАСИ
Версия для печати

При этом новый цементный завод, наверное, - самое дорогое с точки зрения строительства и ввода в эксплуатацию предприятие. В частности, строительство цементного завода средней производительности на порядок дороже, чем, например, возведение автозавода полного цикла.

С точки зрения логиста, цемент характеризуется, прежде всего, чувствительностью к условиям хранения и транспортировки. Поэтому длительно хранить цемент можно только в тарированном виде и то только в помещениях с пониженной влажностью (читай – кондиционированных), что при его типичной цене становится мероприятием явно невыгодным.

Все это приводит к выраженной сезонности российского рынка цемента. Весной-летом заводы работают на пределе мощностей, железные дороги не справляются с объемом перевозок. Зато зимой – мертвый сезон. Производство падает почти до нуля.

Поэтому, казалось бы, цементные заводы должны располагаться более-менее равномерно во всех субъектах Российской Федерации, ведущих строительство. Однако собственного производства цемента нет, к примеру, в Вологодской и Костромской областях, Удмуртской республике, Татарстане.

Список можно продолжать. Фактически все крупные цементные производства сосредоточены на юго-западе Центрального федерального округа, западе Северо-Западного округа, в Нижнем и Среднем Поволжье, в треугольнике Новосибирск-Красноярск-Новокузнецк. На весь Дальневосточный федеральный округ – 4 цементных завода, из которых только один – мощностью более 2 млн. т в год.

Но, с точки зрения логистики, интересно не само наличие заводов на территории, а типовое транспортное плечо и наличие конкуренции. И здесь мы видим, что в наиболее «интересном» положении оказывается Сибирский федеральный округ.

Его рынок  фактически монополизирован местными производителями – все из-за того, что мощностей Транссибирской магистрали в «высокий сезон» явно не хватает. Если потребителей северо-запада, центра, юга России и даже Дальнего Востока в любой момент готовы спасти от спекулятивной игры ценами импортеры цемента (из Европы, Турции, Ирана, Китая), то рынок Западной Сибири оказывается замкнут сам на себе.

Хотя главный целевой покупатель - строитель - будет приобретать цемент по любой цене. В стоимости готового строительного продукта доля цемента относительно невелика. Даже двукратное повышение стоимости цемента добавляет максимум 1500-2000 руб. к стоимости 1 кв. м недвижимости.

Но цемент является тем товаром, который четко и наглядно отражает работу рыночных «качелей» «спрос – предложение». Если нет деловой активности на строительном рынке, нет спроса, то даже рост цен на энергоносители, электроэнергию, тепло, воду не способны заставить цены на цемент двинуться в рост.

Как только появляется спрос, цены бегут вверх. Затем активизируются внутренние производители и импортеры, появляется предложение – цены замирают на достигнутой высоте и даже делают пару шажков вниз. Чтобы со следующим всплеском строительной активности повторить все снова.