Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

27.09.202002:01

Увязнуть в песке

Увязнуть в песке
22 Ноября 2012, 00:16
Текст:
Павел Межов, аналитик НАСИ
Версия для печати

В прошлый раз я рассуждал о зависимости цен на строительные материалы от транспортной доступности территорий нашей необъятной родины. Причем для наглядности за предмет рассмотрения был взят металлопрокат – продукт длительного хранения, нетребовательный к условиям транспортировки и хранения, тяжелый и имеющий высокую цену единицы массы товарной продукции.

Сегодня мы переместимся с Дальнего Востока на юг европейской части страны и несколько изменим «угол зрения». «Подопытными» на этот раз станут цены на продукт (вернее, группу продуктов) чуть менее плотных, зато еще более неприхотливых к условиям хранения и перевозки и значительно менее дорогих. Это нерудные строительные материалы – щебень, гравий, песок со всеми их подвидами и ипостасями.

Должен сказать, что применительно к нерудным вопрос «сколько стоит» должен содержать обязательную привязку к адресу. Нельзя спросить, например, сколько стоит щебень в Южном федеральном округе. Чуть менее бессмысленным (но не намного) прозвучит вопрос о Ростовской области или Краснодарском крае. И лишь когда мы выйдем на радиус в пределах максимум 50 км, вопрос о цене песка или щебня обретет смысл. И здесь теряет свою значимость развитая транспортная инфраструктура. Причина – низкая удельная стоимость продукции «на месте производства).

Думаете, я преувеличиваю? Да ничуть! Получите пример. Расстояние от карьера (Белореченск Краснодарского края) до Ростова-на-Дону – 360 км. Цена гравийного щебня в карьере – 160 руб. за тонну. Цена с доставкой в Ростов – 460 руб. за тонну! Итого стоимость доставки щебня – примерно 0,8 руб. за тонно-километр.

Еще пример: щебень в карьере возле города Новошахтинск Ростовской области стоит 280 руб. за тонну. Расстояние от карьера до покупателя в данном случае – всего 70 км. С доставкой в Ростов-на-Дону и этот щебень стоит те же самые 460 руб. за тонну. Стоимость доставки на этот раз уже больше 2,5 руб. за тонно-километр. И то, как, к слову, и в первом примере, только при условии, что вам везут как минимум полный большегрузный самосвал – не менее 25 тонн щебня. Не дешевле выйдет доставка и по железной дороге.

Ростовскую область я выбрал в данном случае умышленно. Это регион с одними из самых низких в стране ценами на нерудные строительные материалы. Как было сказано в прошлый раз, параметров, определяющих уровень конечных цен любого промышленного товара в отдельно взятом населенном пункте, два: уровень конкуренции на рынке этого товара и транспортная доступность. В Ростовской области транспортная доступность повсеместно хорошая, а конкуренция на рынке нерудных достаточно высока. Поэтому и цены относительно невысоки.

Остается лишь добавить, что очень интересную картину дает построение диаграммы цен на щебень по линии: Ростов-на-Дону – Воронеж – Москва – Петрозаводск. Цены на этой линии выстраиваются практически в равнобедренный треугольник с минимумами в Ростовской области и Карелии и максимумом «на подступах» к Москве. Транспортное плечо, понимаешь.