Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

15.12.201714:59

Зачем нужны выделенные полосы

Зачем нужны выделенные полосы
14 Ноября 2011, 10:48
Текст:
Павел Межов, аналитик НАСИ
Версия для печати

Решил еще раз вернуться к проблеме выделенных полос (ВП) для общественного транспорта. Сегодня она остро обсуждается только в Москве, но не за горами момент, когда этот вопрос станет актуальным для большинства крупных российских городов.

Начать стоит с того, какую цель преследует введение выделенных полос. Сегодня большинство претензий высказывают люди, привыкшие добираться из ближнего Подмосковья на работу в центр города на личном автомобиле. Для них крайне существенно, что с появлением ВП пропускная способность магистралей снижается, пробки растут. А в личном автомобиле тепло, комфортно, никто не толкается, музыка играет. Что время в  пути практически непредсказуемо – так можно выехать пораньше.

Да, все так. Но дело в том, что введение выделенных полос вовсе не ставит задачи облегчить жизнь автомобилистам. Задача – обеспечить возможность свободного и упорядоченного по времени движения именно общественного транспорта, обеспечить предсказуемость времени в пути из дома до работы. Цель устранить пробки перед ВП не стоит. И в этом главное заблуждение их противников. Я бы предложил им выйти из своего автомобиля и постараться осмыслить всю проблему целиком. Так сказать, поменять угол зрения. Чтобы понять, что целью является не нахождение индивида в салоне своего автомобиля, а его максимально быстрое и комфортное перемещение «от двери до двери». И в решении этой задачи у города практически нет альтернатив введению выделенных полос.

Способны ли они в Москве решить поставленные перед ними задачи? Думаю, да. Конечно не сами по себе, а только как элемент новой комплексной системы организации движения в масштабах всего мегаполиса.
 
Конечно, выделенные полосы эффективны в основном на длинных маршрутах с минимальным числом «узких мест» и выделенными «точками притяжения», которыми может быть транспортно-пересадочный узел (ТПУ), торговый центр, крупный бизнес-центр и т.д. Но срабатывают как надо ВП лишь при полном и равномерном их заполнении и соблюдении графика движения. То есть, автобусы-троллейбусы-маршрутки должны идти с равными промежутками в пределах одной (!) минуты. Это не фантастика. Там ведь не один маршрут пойдет. Кстати, сейчас средний «разрыв» между автобусами разных маршрутов не намного больше, сам с секундомером проверял.

Я внимательно изучил как уже совершенные действия московского правительства в части модернизации транспортной системы города, так и намечаемые. И не нашел, за что их ругать! Хотя я готов был написать гневную отповедь. Не смог. Как автомобилист с 16-летним стажем и Автомобильно-дорожным институтом за плечами, не нашел за что. Работают специалисты, подобрана, похоже, грамотная команда. Поставлены цели, определены задачи. Разработана программа, последовательность действий. И начато ее поэтапное выполнение.

Нет, конечно, не обошлось без недочетов на местах. Могу перечислить, но это займет довольно много места, да и разработчики программы их видят, и исполнителям команды на устранение дают. Как мне кажется – у них все получится. Через год-полтора результат будет очевиден.

От себя еще раз добавлю условие, которое, как мне кажется, может стать ключевым. Внешний контур создаваемых транспортно-пересадочных узлов (станция метро и (или) ж/д платформа - перехватывающая парковка – автобусный или трамвайный терминал) должен располагаться с внешней стороны МКАД. Только это позволит разгрузить и развязки МКАД и сам город от ежедневного областного трафика.

Систему маршрутов общественного транспорта придется перестраивать. Выделенные полосы должны создаваться только на основных, так сказать, магистральных, опорных маршрутах между основными «центрами притяжения». На этих полосах главными должны стать автобусы особо большой вместимости. Маршрутным такси, так или иначе, придется уйти с «магистральных» маршрутов, переключившись на короткие «челночные», в основном от ТПУ до жилых микрорайонов.