Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.10.201707:27

От новой Москвы – к новой России

От новой Москвы – к новой России
31 Августа 2011, 00:00
Текст:
Станислав Стремидловский, политолог
Версия для печати

Идея расширения Москвы пока еще остается только идеей, до конкретных планов и решений далеко. Однако уже сегодня видно, что сама возможность построения новой российской столицы захватывает умы. Отчетливо ясно, что цель здесь куда важнее и глобальнее, чем просто механическое приращение территорий одного конкретного, пусть и большого поселения. Строительство новой Москвы, новой агломерации, столичного федерального округа – это полигон, на котором можно отработать стратегию и тактику строительства новой России. Причем Москве не привыкать к этой роли. Большую часть своей жизни город тем и занимался, что показывал пример остальной стране – как надо и как не надо делать. Но ведь шел в авангарде, а за ним подтягивались.

Сегодня Москва - старый город, жестко централизованный, с задавленным местным самоуправлением. Между тем, на присоединяемой территории существуют поселки и города, например, наукоград Троицк, где власть более приближена к «земле», людям. Как совместить эти уклады, где пройдет граница между ними? В свое время московский князь Иван III в споре с торговой аристократией Новгорода Великого огнем и мечом ликвидировал вольности аннексированного соседа. Такого повторения истории совсем не хотелось бы. Впрочем, судя по всему, столичная мэрия понимает важность бережного отношения к сложившемуся образу жизни своих новых горожан. Как знать, возможно, что прежний авторитарный московский стиль станет мягче и демократичней. Тем более мэр Москвы Сергей Собянин выступает за развитие в агломерации пяти-шести самодостаточных центров, что уже предполагает договорные отношения между ними в рамках единого города.

Это если говорить о политическом. Но не меньше интересных моделей в рамках расширения столицы можно отработать и в экономических вопросах, и при создании инфраструктуры – транспортной, энергетической, промышленной и т. д. По факту новая Москва копирует Россию с ее малозаселенной территорией и точками роста в лице городов, соединенных протяженными трассами. Как связать в единое целое? Придется думать, экспериментировать, чтобы потом наиболее удачные находки распространить на всю страну. Работы много, хватит как минимум на двадцать лет. Думаю, не ошибусь, если предположу, что эта тема в перспективе станет номером один в общественно-политическом и социально-экономическом дискурсе, а та политическая сила, которая «оседлает» ее, сделает серьезную ставку на лидерство во власти. Также, возможно, на правительственном уровне это потребует создания специального федерального ведомства по типу госкорпорации «Олимпстрой» или дирекции по строительству АТЭС.