Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

25.10.202014:34

Сечин-объединитель

Сечин-объединитель
9 Июня 2012, 10:16
Текст:
Андрей Егоров, заместитель председателя Совета директоров ОАО «НОВАЭМ»
Версия для печати

Переход вице-премьера Правительства РФ Игоря Сечина на пост председателя Правления компании «Роснефть» вызвал в среде экспертов и аналитиков немало суждений и толков. Трудно представить, что человек с его опытом в сфере государственного управления и политическим весом окажется просто топ-менеджером, пусть и столь важной корпорации. Как можно судить, перед Игорем Сечиным поставлены новые ответственные задачи, способные кардинально изменить контуры российской экономики.

Но вначале вернемся немного назад. В конце прошлого года  Кремль и белый дом провели молниеносную кампанию за «чистоту рядов» в отечественных электроэнергетических компаниях. Часть менеджеров тогда потеряла свои посты, часть предпочла уйти сама. Вновь к электроэнергетике Владимир Путин вернулся уже после вступления в должность Президента России. Одним из первых его решений стало внесение ряда электроэнергетических компаний в число стратегических предприятий, что автоматически сделало очень непростой процедуру их приватизации. Во всяком случае, правительство Медведева от этого было фактически отстранено. Вслед за этим были анонсированы решения по слиянию энергосетевых компаний, а «Роснефть» была де-факто назначена их «докапитализатором» и «приватизатором».

Данные шаги позволили некоторым аналитикам сделать выводы о том, что государство намерено вернуть электроэнергетику в свою собственность. Сегодня в этой сфере в России действуют два основных игрока - «Газпром» и «Интер РАО ЕЭС», чьи интересы часто расходятся друг с другом. Сама электроэнергетика испытывает большие трудности с финансированием и технологическим обновлением. Собрав ключевых генераторов и сетевиков в одну корпорацию, выведя последнюю из-под контроля Правительства РФ и воющих между собой собственников энергоактивов  (некоторые из которых одновременно еще и потребители электроэнергии, и поставщики энергоносителей), это будет сделать легче. Да и государственное регулирование можно упростить.

Электроэнергетика – отрасль системообразующая. Тот, кто контролирует ее -  контролирует все, от металлургов и химиков до политической жизни в регионах (через тарифы). РАО «ЕЭС России» версии 2.0 по своему влиянию даже превзойдёт прежнюю «либеральную империю Чубайса». Другой вопрос, на какой основе ее делать и кто бы мог возглавить процесс.

Начнем с последнего. В России сегодня для решения этой задачи, хорошо это или плохо, есть только один человек – Игорь Сечин. Дело не в его статусе, знаниях или опыте, хотя это тоже важно. Дело, во-первых, в его репутации – человека жесткого, если не сказать бескомпромиссного, не преследующего собственных корыстных интересов. Во-вторых, в период  работы Игоря Сечина в Кремле и Белом доме под его крылом  находились не только «углеводороды», но и электроэнергетика, - а это отрасли взаимодействующие. В силу этого горизонт анализа, координации и планирования у него (по крайней мере, должен быть) таков, что не каждому премьер-министру по плечу.

Теперь о ресурсах. Напомним,  до недавнего времени Игорь Сечин возглавлял Совет директоров «Интер РАО ЕЭС». Однако пытаться сегодня выстроить электроэнергетическую корпорацию на основе этой компании, было бы затруднительно – переиграть «Газпром» сложно, финансовые ресурсы и география бизнеса, а значит и влияние, также не сопоставимы. Оптимальное место, откуда можно форсировать интеграционные процессы –  крупная нефтяная компания, где и с финансами относительно неплохо, и зависимости от газовой монополии практически нет. Кстати, «Интер РАО» в упоминаемый период планомерно разводилось с «Газпромом», переводя свои станции на газ от «НоваТЭКа».

Вот и получается, что кандидат всего один – «Роснефть». Другие на эту роль не годятся, прежде всего, в силу структуры их акционерного капитала. Вопрос об активах – очень важный, если не сказать самый главный. Реформа электроэнергетики в России (как, впрочем, и в других странах) предполагала разделение РАО «ЕЭС России» по видам бизнеса – генерация, транспортировка и сбыт. Реформа МПС – тоже. Когда в 1990-х предлагалась реформа «Газпрома» она, в конечном счете, тоже сводилась к разделению добычи, транспорта (трубопроводы) и дистрибуции-сбыта.

Здесь же процесс предполагается обратный, и в этой логике первым делом к «Роснефти» стоило бы присоединять  транспортную составляющую - так или иначе контролируемые государством нефтепроводы и нефтеналивные терминалы, и уж затем смотреть, каких активов – добывающих, перерабатывающих, сбытовых - не хватает для укрепления рыночных позиций. Похоже, что именно таким путем и предполагается обустраивать «Роснефть». И уже после перехода «Роснефти» в новое качество, сконцентировав все нужные ресурсы, можно будет приступать к интеграции электроэнергетических активов. Как это будет называться – «РосТЭК» или «Газпромнефтьэнерго» - непринципиально. Так что будем следить за событиями.