Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.01.201923:48

Сметные нормативы для эксплуатации зданий

Сметные нормативы для эксплуатации зданий
26 Марта 2012, 11:34
Текст:
Виктор Седов, заместитель руководителя Федерального центра ценообразования в строительстве
Версия для печати

С 1 января 2013 г. вступает в силу ряд положений Федерального закона от  28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», определяющие порядок и устанавливающие требования к эксплуатации объектов капитального строительства в целях безопасности зданий и сооружений.

Согласно этим изменениям, эксплуатация зданий и сооружений будет отнесена к градостроительной деятельности. Таким образом, сметное нормирование и ценообразование в сфере градостроительной деятельности будет распространено на эксплуатацию зданий и  сооружений, в том числе  их техническое обслуживание.

Необходимость разрешения этого вопроса назрела уже давно. Как заметил заместитель министра регионального развития РФ Илья Пономарев, у нас сложилась странная ситуация: в то время как технический регламент зданий и сооружений распространяется  на весь жизненный цикл вплоть до их утилизации, сметные нормы не выходят за пределы этапов проектирования и строительства объектов.

Между тем, по данным Росстата, на сегодняшний день в России эксплуатируется больше миллиона зданий и сооружений. Только в 2011 г. введено в эксплуатацию 220 тыс. зданий. Из бюджета выделяются значительные суммы на поддержание жилищных фондов в надлежащем состоянии. Но как мы все прекрасно знаем, расходы только увеличиваются.

Нововведения в градостроительный кодекс позволят решить сразу несколько проблем: с одной стороны, будет налажена система управления стоимостью объектов на стадии эксплуатации, которая помимо капитального ремонта включает в себя также текущий ремонт, техническое и санитарное обслуживание, оказание коммунальных услуг.

Если раньше сметы на эти виды работ носили произвольный характер, то теперь собственник жилья или нанятая им эксплуатирующая компания сможет определить их реальную стоимость при формировании бюджета. Кроме того, собственники смогут эффективно планировать график ремонтных и других видов работ в зависимости от графика финансирования.

Тем самым, у них появятся все необходимые ресурсы и инструменты для того, чтобы не доводить строительные объекты до состояния, требующего капитального ремонта, а вместо этого оперативно и своевременно делать текущий ремонт и проводить другие необходимые мероприятия для поддержания их в надлежащем состоянии.

С другой стороны, собственники жилья в лице ТСЖ приобретают эффективный инструмент для контроля эксплуатирующих компаний и подрядных организаций, ведущих  текущие ремонтные работы. Для того, чтобы проверить эффективность расходования средств, им будет достаточно обратиться в любые аккредитованные Минрегионом организации, занимающиеся проведением негосударственной экспертизы.

Наконец, данные нововведения позволят принимать более взвешенные инвестиционные решения о целесообразности строительства. Ведь дешевое строительство еще не означает дешевую эксплуатацию. В скором же времени государственный заказчик при проведении аукциона сможет оценивать стоимость объекта и на всех стадиях жизненного цикла, а не только на стадии его постройки.

Все вышеперечисленные проблемы также характерны и для эксплуатации промышленных объектов. Как показало исследование, недавно проведенное Счетной палатой, износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80%, тогда как динамика их обновления не превышает 11%. Понятно, что чем больше износ, тем больше приходится затрачивать на ремонт и техническое обслуживание.

В то же время, собственники предприятий предпочитают экономить на текущем техническом обслуживании, доводя ситуацию до критического предела, когда уже требуется дорогостоящий капитальный ремонт. В результате встает производство, и помимо расходов на ремонтные работы предприятие еще и несет большие убытки из-за вынужденного простоя.

Часто так происходит из-за отсутствия грамотного инвестиционного планирования: производители не могут составить график финансирования эксплуатации объектов из-за отсутствия прозрачности в этой сфере. Невозможно рассчитать — невозможно спрогнозировать финансовые затраты.

Не говоря уже о том, что так же, как и в сфере ЖКХ, эксплуатирующие организации промышленных объектов и подрядные организации любят необоснованно завышать цены на ремонтные работы. В итоге собственники предпочитают экономить на эксплуатации, что, в конечном счете, им самим выходит боком.

С введением же изменений в градостроительный кодекс будет налажена система ценообразования, устанавливающая единые и прозрачные правила игры. Она уже оправдала себя в сфере капитального строительства, так что можно ожидать оптимистичных результатов при ее внедрении в сферу эксплуатации промышленных объектов.

В Министерстве регионального развития РФ уже прошла рассмотрение первая часть нормативной базы, предназначенная для нужд ЖКХ. Готовятся другие части, которые будут постепенно выходить в течение 2012 г.