Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:58

ЖКХ ждет новых нормативов

ЖКХ ждет новых нормативов
8 Февраля 2012, 11:01
Фото:
I_Ponomarev.jpg
Версия для печати

- Илья Вадимович, сегодня в России функционирует развитая система государственных сметных нормативов в сфере строительства. Но не пора ли разработать такие же сметные нормативы в сфере эксплуатации объектов, чтобы впредь мы не переплачивали за услуги ЖКХ?

- Это сейчас становится нашей главной задачей – разработать методику определения стоимости функций и методику определения стоимости эксплуатации. Напомню, что впервые в нашей стране эти подходы были отработаны в дорожной отрасли при подготовке базовых «контрактов жизненного цикла». Таким образом, мы намерены выйти на комплексное определение инвестиционного строительного процесса. В него будет входить стоимость строительства объекта, стоимость его эксплуатации и стоимость утилизации. Без создания подобных нормативов сложно говорить об эффективности работы.

- На основе чего будут разрабатываться методики определения стоимости эксплуатации и стоимости утилизации?

- От советского наследия остались базы по элементным сметным нормам, нормированию в целом. Думаю, что сегодня этим можно воспользоваться. Серьезную помощь в разработке методик нам может оказать профессиональное сообщество – саморегулируемые организации, отраслевые союзы. В любом случае делать это надо. Понятно, что сейчас любой министр, руководитель и так для себя пользуется какими-то оценками эффективности. Но это нужно поставить на научную основу. Для государства проводить подсчет эффективности без нормирования – это из области виртуальной реальности.

- Сметные нормативы в сфере эксплуатации объектов будут использоваться не только строителями, но и предприятиями ЖКХ, управляющими компаниями?

- Разумеется. Эффективность возможна только при создании адекватной системы учета на всех стадиях инвестиционного строительного процесса. Сейчас технический регламент зданий и сооружений распространяется и на период «жизни», и на период утилизации объекта капитального строительства, включая инженерную и социальную инфраструктуру. Поэтому относить сметные нормы только на часть проектирования и строительства было бы как-то глупо. Ведь можно дешево построить, дешево эксплуатировать, но очень дорого утилизировать, как в случае с атомными станциями. Для ЖКХ это крайне важно. Те же инженерные сети взять. Эксплуатация их без нормирования заключается в том, что мы оплачиваем траты по принципу «случилась авария – плати». Между тем, эти издержки нужно вносить на стадии проектирования, чтобы заранее понимать, а надо ли нам вообще строить такой неэффективный объект.

- Соответственно, после принятия сметных нормативов в сфере эксплуатации объектов государственный заказчик на аукционе будет оценивать не одну лишь стоимость строительства?

- Абсолютно верно. Заказчик будет оценивать не просто стоимость строительства, а цену объекта на всех стадиях его жизненного цикла. 

- Понятно, что подрядчикам, ведущим строительство на бюджетные средства, в любом случае придется руководствоваться вашими сметными нормативами. А частному бизнесу они что-то дадут?

- Никто так активно не пользуется нашими сметными нормативами, как бизнес. Да, частный подрядчик, может быть, лучше нас видит те или иные недочеты в нормативах, если мы их делаем. Но сама необходимость нормирования и содержание норм не вызывают сомнений. Возможно, что бизнесмен не будет использовать их при расчетах. Однако такой инструмент оценки проекта при понимании структуры издержек крайне важен.

Беседовал Станислав СТРЕМИДЛОВСКИЙ

ОТ РЕДАКЦИИ: Как стало известно ЦВ, в настоящее время Национальным объединением специалистов стоимостного инжиниринга и Национальной ассоциацией сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга при методической поддержке Федерального центра ценообразования в строительстве разработаны сметные нормативы в сфере ЖКХ. Данные нормативные базы можно использовать в таких отраслях коммунального хозяйства, как водоснабжение и канализация; отопление, теплоснабжение, вентиляция; газоснабжение; лифтовое хозяйство; наружное освещение; обслуживание и ремонт строительных конструкций; содержание, благоустройство, уборка придомовой территории; инженерное оборудование, домовые коммуникации. Нормативные базы предназначены для использования органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также управляющими компаниями и специализированными подрядными организациями.