Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

29.06.201711:56

Томские власти используют некорректные ТЕР

12 Января 2012, 14:43
Версия для печати

- С какими наиболее острыми проблемами сегодня сталкивается филиал Федерального центра ценообразования в строительстве по Томской области?

- В Томской области работает как наш Филиал, так и подконтрольный администрации области  Региональный центр ценообразования. В регионе сложились совершенно особенные «рыночные отношения». Главное, к чему они привели, это то, что Томская область – одна из немногих, где территориальные единичные расценки (ТЕР) не приведены в соответствие с нормативной базой.

- Но, если нет ТЕР, как же вы работаете?

-  Минрегион в своих письмах сообщает, что мы должны считать по ФЕР, а Томская администрация говорит, что для областного бюджета надо использовать ТЕР, разработанные их региональным центром. Однако эти расценки не утверждены Минрегионом, не внесены в реестр. При этом Министерство регионального развития никого заставить «привязать» базу не может, только порекомендовать.

А в это время устаревшие ТЕР успешно продаются, сметы по ним проверяются. Печатаются сборники единичных расценок. В итоге сейчас мы получаем то, что Томская область не может согласовать новые нормативы цены строительства и нормативы цены конструктивных решений.

- То есть, по сути, администрация Томской области предлагает работать по некорректным расценкам?

- Строго говоря, да. Для федерального и областного бюджета необходимо пользоваться ТЕР, которые есть в реестре Минрегиона РФ. Чтобы попасть в реестр, надо выверить  коды ресурсов с эталонной нормативной базой и определиться со  стоимостью ресурсов на территории региона. Два года назад филиал ФЦЦС предложил  администрации «привязать» ТЕР Томской области к нормативной базе. Мало того –выполнил эту работу и получил предварительные положительные согласования результатов. Однако мы получили вежливый, но твердый отказ от администрации. Все наши предложения об оказании методической помощи администрацией не воспринимаются.

- На Ваш взгляд, почему Томская администрация не хочет принять эти ТЕР?

- А я не знаю, хочет она или нет. Они вот уже два года ездят в Москву, и безрезультатно. ТЕР Томской области в реестре Минрегиона РФ нет.  Зато они есть в местном реестре на сайте администрации. Если не принимают в реестр Минрегиона, можно создать свой реестр, местный.

- Почему не принимают? Может быть, есть проблемы с качеством разработанных ТЕР?

- Тут может быть много вариантов. Начиная с того, что они попросту не хотят выпускать неподконтрольные себе базы. Хотят, чтобы собственный центр их сделал. Просто может быть выгодно работать по старым ТЕР, ведь можно и цены регулировать с определенной накруткой. Например, песок посчитать дороже, чем он стоит на самом деле. Вставляй – и получай смету, которая нужна. Механизмов и рычагов очень много, и все они негласные. Итог же главный: нет привязанных ТЕР. И сметчики мучаются. Приносят нам сметы на проверку в ТЕРах местного центра, я их не принимаю, потому что не могу поставить федеральную печать на нормативы, которых нет в реестре.

- А как сметчики тогда работают?

- Кто-то пересчитывает по ФЕР. Кто-то в каких-то других местах пытается проверять.

- Что Вы можете посоветовать местной администрации, чтобы не отставать от реформ?

- Во-первых, понять, что реформирование ценообразования не направлено на ущемление интересов  администрации.  Если решат привязывать ТЕР, то мы готовы оказать помощь, тем более уже один раз наши специалисты такую работу выполнили.

Во-вторых, если администрация решит перейти полностью на ФЕР и проверять сметы в своем центре или областной экспертизе, то это было бы слишком простым решением  проблемы привязки ТЕР с целью достоверного применения сметных нормативов.

- Видимо, это не единственная проблема в регионе?

- Как воздух нужен сборник сметных цен на строительные материалы для тех,  кто работает по ФЕР. Потому что существующий местный сборник не соответствует нормативным требованиям, так как неясно, какие коды ресурсов применялись. Мы были бы готовы подготовить такой сборник. Но кто его будет утверждать? Местная администрация сторонится любой инициативы нашего Филиала, ссылаясь на то, что у них есть собственный центр ценообразования.

- Кто, по Вашему мнению, должен отвечать за формирование цены в строительстве: рынок или государство?

- Сейчас приходит понимание, что отдавать все на откуп рынка опасно. Необходимо и государственное регулирование цен. Но вот в какой степени? В строительстве, в отличие от других отраслей, существуют нормативы. И государство пытается сформировать определенные рыночные инструменты: сметная нормативная база приводится в соответствие, вводятся новые нормативы НЦС и НЦКР.

Антикоррупционный закон ФЗ-94 постоянно подвергается критике и изменениям. Смета, в которой учтены нормативы, выносится на аукцион, главный критерий которого – цена. И необходимая твердая договорная цена всегда получается. Но вот каким образом и в чьих интересах – это отдельный вопрос.

Беседовала Виктория КАШЕВАРОВА