Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:57

Сколько стоит производить инновационную продукцию в России?

Сколько стоит производить инновационную продукцию в России?
20 Июня 2013, 17:27
Текст:
Ксения Лактионова, обозреватель ЦВ
Версия для печати

ЦВ:  Многие российские инновационные стартапы предпочитают размещать производство за рубежом, особенно если рынок нового товара глобальный. Считается, что там административных барьеров поменьше, бизнес-климат получше и с инвесторами попроще.  Артур, почему вы открыли головной офис и производство в Татарстане?

Артур Когданин, генеральный директор LEDEL  (А. К.): Я переехал в Татарстан в юности вместе с родителями, получил здесь высшее образование, приобрел друзей и полезные знакомства. Когда встал вопрос о начале этого бизнеса, других вариантов размещения не было. Могу сказать, что расположение производства в Татарстане в плане территориальной экспансии нас не ограничивает – если потребуется запускать заводы в других регионах и странах, мы это сделаем. Такие предложения, кстати, поступают постоянно, и мы их внимательно рассматриваем. Недавно открыли представительство в Арабских Эмиратах и просчитываем возможность запуска там производства для снижения налогового и логистического бремени. 

ЦВ: Расскажите о диспозиции на старте. Вы начинали не «с нуля» - LEDEL была образована в рамках основанной при вашем участии Группы «Игромир», куда входят металлообрабатывающий завод и компания по производству платежных терминалов, вендингового и развлекательного оборудования. Какие возможности удалось использовать?

А. К.: В 2008 году, когда была основана LEDEL, мы уже имели готовые производственные площадки и квалифицированных инженеров-разработчиков других наших бизнесов. Поэтому стартап в первый год потребовал не так уж много вложений, что важно, ведь мы располагали довольно ограниченным бюджетом на его запуск. На старте нового проекта помог и пятилетний опыт управления производственным бизнесом.
При этом никаких особенно тесных контактов с другими производственными компаниями, поставщиками и местной администрацией у нас тогда не было. Бизнесы «Игромира» и LEDEL сильно различались, прежде всего, потребителями продукции. Стратегию продвижения пришлось разрабатывать заново, поэтому вся коммерческая команда – отдел продаж и маркетинга в нашем стартапе были новыми, созданными с учетом специфики инновационного бизнеса. Продвижение требовало отдельного внимания, ведь рынка светодиодного освещения тогда фактически не было, мы формировали его сами. Первые продажи начались через полгода после создания компании, первоначальные инвестиции в проект окупились через три года.

ЦВ: Запуск производства обошелся в несколько миллионов долларов, и его развитие постоянно требует инвестиций. Из каких источников вы привлекаете необходимые средства, какова стратегия их привлечения?

А. К.: У нас был стартовый капитал, но примерно через год мы начали брать банковские кредиты, использовать частные займы и перенаправлять доходы с текущего бизнеса на развитие нового. В 2008 году мы брали банковский кредит на закупку оборудования. Главные статьи расходов - приобретение оборудования и комплектующих, а также разработка нового продукта. Например, одна автоматическая паечная линия полного цикла обошлась в 15 млн. рублей, мы были вынуждены покупать ее частями.
Termoplast.jpgВ прошлом мы привлекали кредитные средства на срок до года, сегодня берем кредиты только на оборотную деятельность, на короткий период, максимум на неделю или две. Кредиты необходимы на операционные нужды, закупку комплектующих, без них почти невозможно увеличить объем производства. В этом году мы использовали лишь собственные средства, то есть кредитная нагрузка у нас нулевая. В ближайшем будущем планируем взять кредит на приобретение нового здания. 

ЦВ: Производственное оборудование вы закупали и закупаете в основном за рубежом. Какой процент от его стоимости составляют затраты на доставку в Россию?

А. К.: Затраты на перевозку и растаможку произведенного за рубежом оборудования, по нашим подсчетам, составляют порядка 30% от стоимости. Мы покупаем технику у российских представителей западных компаний, так что все риски, и даже шеф-монтаж, ложатся на поставщиков.

ЦВ: Комплектующие, в том числе светодиоды, вы тоже покупаете за рубежом. Как это сказывается на себестоимости продукции и норме прибыли?

А. К.: Сверхяркие светодиоды в 2008 году в нашей стране не выпускались, поэтому выбора у нас не было, приходилось импортировать. Впрочем, и сегодня электронные компоненты в России практически не производятся.
Когда наша продукция выпускалась мелкими партиями, закупочные цены были высокими, и это отражалось на себестоимости продукции. Если в 2009 году закупка светодиодов в расходах на производство светильников составляла 60%, сейчас, после увеличения объема закупок, она не выше 20%.
Что до нормы прибыли, то на начальном этапе, когда продукт производился мелкими партиями и стоил дорого, маржинальность была высокой. Сейчас мы выпускаем 250 тысяч светильников в год, их цена упала, конкуренция на рынке возросла. Наша рентабельность составляет порядка 10%. 

ЦВ: Как обстоят дела с кадровым обеспечением и расходами на персонал? У вас работают высококвалифицированные молодые специалисты, востребованные и амбициозные. 

А.К.: Это правда, средний возраст сотрудников на производстве и в отделе разработок – 25 лет, в коммерческом отделе – около 30 лет. Специалистов инженерного профиля нам поставляют казанские институты, например, КГТУ им. Туполева, где есть радиофакультет. Проблемы с наймом есть только в отделе продаж – этому не учат в институтах, так что престижный вуз и отличное резюме не дают никаких гарантий, что специалист будет у нас эффективен. Приходится доучивать сотрудников в процессе работы.
Prov.jpgСредняя зарплата производственного персонала – от 25 до 30 тысяч рублей, инженерно-технические работники получают несколько больше. Расходы на фонд оплаты труда составляют порядка 10% от выручки компании. 

ЦВ: Как изменилась структура расходов за шесть лет существования LEDEL?

А. К.: Прежде всего, уменьшилась себестоимость материалов, в том числе и за счет перехода от мелкосерийного производства к крупносерийному: их доля в себестоимости продукции стала меньше на 30-40%. При этом увеличились накладные расходы на содержание коммерческого отдела и производства. Раньше больше всего мы тратили на комплектующие, продвижение продукции и сопровождение производственных процессов. Сейчас в разы увеличились расходы на создание новых продуктов из-за усложнения конструкции светильников. Затраты на производство и вывод на рынок нового продукта составляют от 5 до 10 млн. рублей. Как я уже сказал, мы работаем с рентабельностью 10%. Почти вся прибыль тратится на  развитие: запуск новых продуктов, покупку оборудования, программы повышения квалификации сотрудников и дилеров. Учредители получают примерно 1% от прибыли.

ЦВ: Как думаете, удалось бы создать такую инновационную компанию, не имея подспорья в виде уже развитого производственного бизнеса?

А. К.: Маловероятно. Первый бизнес для нас – не просто производственная площадка и команда, но и опыт, финансовые возможности и прочее. Без такой базы, мы, наверное, не смогли реализовать многие свои планы. Хотя здесь мы не исключение, сейчас мало кто начинает «с нуля».