Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

21.10.201717:01

Негосударственный эксперт более свободный

Негосударственный эксперт более свободный
18 Ноября 2011, 10:50
Фото:
SH_Gordeziani.jpg
Версия для печати

- Шота Михайлович, как было принято решение о создании национального объединения организаций экспертизы в строительстве? Чем обусловлена необходимость создания подобной организации?

- Сегодня существует система государственной экспертизы проектов. Есть 370 аккредитованных организаций негосударственной экспертизы, есть достаточно сложная,  разветвленная система судебно-технической строительной экспертизы; кроме того, существует экспертиза в области строительных материалов, конструкций и т.д.  И все эти организации разрознены, разобщены. Да, они, в принципе, работают на основании правительственных документов. Фактически же каждый предоставлен сам себе и, соответственно, устанавливает свои правила, свои порядки, свое качество, свою глубину проработки материалов. Следовательно, возникает необходимость в единых методических подходах к работе этих организаций, создание единой основы деятельности органов экспертизы.

В  работе  I-го Всероссийского  съезда организаций экспертизы в строительстве, который прошел в середине октября, принимало участие 179  организаций государственной и негосударственной экспертизы, из которых 168 проголосовало за создание национального объединения. Съезд выбрал Cовет объединения,  в состав которого вошел 31 человек:  11 – представители государственной экспертизы, 14 – негосударственной, 5 – представители министерства и бизнес-структур.

Предложение о создании национального  объединения организаций экспертизы  было аргументировано тем, что только в результате консолидации усилий экспертного сообщества появляются реальные возможности  и  для решения актуальных вопросов развития экспертизы, и для защиты интересов и прав экспертного сообщества.

- Какие основные задачи ставит перед собой объединение?

- Первая задача – это как раз организационно-методическая работа с организациями государственной и негосударственной экспертизы, разработка  единых  внутренних норм, правил, стандартов проведения экспертизы и подготовки экспертных заключений. Вторая задача – взаимодействие с государственными органами при подготовке законодательных нормативно-правовых актов в области экспертизы.

Например, в настоящее время по предложению Министерства регионального развития РФ готовим предложения по  внесению изменений  в Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Третья задача – защита интересов и прав профессионального экспертного  сообщества. Следующая – участие в подготовке документов по аккредитации экспертных организаций и аттестации экспертов. Задач много, все их не перечислишь.

- Вы сказали, что одна из задач НОЭС – взаимодействие с государственными органами. На каких основах?

- Один пример такого взаимодействия я уже привел. Думаю, что и в дальнейшем также будем взаимодействовать при работе над другими нормативными документами Кроме того, например, в экспертный совет НОЭС мы ввели представителя  Федерального центра ценообразования в строительстве.

Естественно, мы не будем заниматься вопросами ценообразования в строительстве – это не есть задача экспертизы. Но, поскольку экспертный орган проверяет достоверность сметной стоимости строительства, здесь мы, конечно же, будем искать какие-то общие с ФЦЦС подходы.

- Давайте обратимся к вопросу профессиональной аттестации и аккредитации. Государственная экспертиза в части ответственности эксперта кажется более надежной. Такой же уверенности в квалификации экспертов негосударственной экспертизы нет. Как Вы можете это прокомментировать?

- В свое время, когда работа государственных проектных организаций переводилась на коммерческую основу, тоже были опасения, как пойдет дело. Жизнь показала, что мерилом качества организации является не  ее название, не ее юридическая форма, а специалисты, которые в ней работают.

Негосударственная экспертиза – это, по сути, лишь юридическая форма организации. И мы как раз выступаем за то, чтобы эксперты, которые работают и в государственной, и в негосударственной экспертизе аттестовывались по единым правилам. Соответственно, если у специалистов  знания одинаковые, и знания оценены как профессионально высокие, то, наверное, не имеет никакого значения, где профессионал трудится: в государственной или коммерческой организации.

Промахи и ошибки могут быть у всех. Наверное, не секрет, что и органы государственной экспертизы не безгрешны, и у них есть слабые заключения. Но я уверен, что у организаций негосударственной экспертизы есть неоспоримое преимущество – над ними административное давление будет несоизмеримо меньше, чем над государственными. Негосударственный эксперт более свободен при  принятии решений по результатам экспертизы.

- Ответственность эксперта за неправильное заключение наступает лишь по факту. Каковы возможности превентивной безопасности?

- А в проектных организациях, которые разрабатывают эти проекты, какие превентивные меры применяются? В каждой организации, будь то проектная, изыскательская, строительная или экспертная, есть правила, порядок, рассчитанные на контроль качества выполняемой работы, в том числе это могут быть какие-то структуры.

Да, как правило, ответственность наступает   после того, как произошел аварийный случай. Тогда вступают в силу различные меры наказания - административная, уголовная ответственность. Сегодня есть возможность профессионального наказания эксперта - лишение его аттестата. Наверное, для специалиста это станет достаточно дисциплинирующей мерой.

- То есть заранее себя обезопасить никак нельзя?

- Есть такая кавказская притча: отец посылает ребенка с кувшином за водой и предварительно высекает его ремнем. Почему? Он говорит, что надо его высечь сейчас –  когда он разобьет кувшин, это будет бесполезно. Но это в притче. В действительности  необходимо выстраивать систему обеспечения качества проведения экспертизы. Эта система многогранна, включает, в частности, вопросы грамотной и полноценной аттестации и переаттестации экспертов, вопросы обучения и повышения квалификации и т. д.

- Но если берут на работу неаттестованного эксперта, то как наступает ответственность в случае неверного заключения?

- Сегодня заключение органа негосударственной экспертизы не может служить основанием для утверждения проекта или получения разрешения на строительство. Это заключение больше для того, чтобы инвестор разобрался, что хорошо, а что плохо. С принятием закона и уравниванием  юридического статуса экспертных заключений государственной и негосударственной экспертизы принятие на  работу неаттестованных экспертов практически потеряет смысл, так как, в соответствии с тем же законом, только аттестованным экспертам предоставляется исключительное  право готовить и подписывать экспертные заключения.

- То есть, по сути, заключение негосударственной экспертизы носит лишь рекомендательный характер?

- До принятия закона, о котором я упоминал. С его принятием статус заключения негосударственной экспертизы меняется. Заключение становится документом, на основании которого можно будет утверждать проектную документацию и получать разрешение на строительство объекта капитального строительства.

Беседовала Виктория КАШЕВАРОВА