Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

http://tcenavoprosa.ru/archive_interview/new_detail.php?ID=3034

«Дорожная карта» для Химок

«Дорожная карта» для Химок
22 Октября 2012, 11:02
- Олег Федорович, ваше избрание сопровождалось пристальным вниманием как политической общественности, так и СМИ. Выборы прошли, и наступает время повседневной работы. Расскажите о вашей «дорожной карте» на ближайшее время и на перспективу.

- «Дорожная карта» – это моя предвыборная программа, в которой на пять лет вперед обозначен конкретный план действий по развитию каждого из шести микрорайонов округа, и которую мы обсуждали с жителями и общественными организациями. Программа предполагает, в числе прочего, решение социальных вопросов, строительство детских садиков и поликлиник, сокращение коммерческой застройки без опережающего развития социальной и дорожной инфраструктуры, структуры ЖКХ.

Сейчас, например, нужно приостановить строительство коммерческого жилья, тем более, что покупают его не химчане, а в основном москвичи и жители близлежащих регионов. Чаще всего такие собственники не прописываются в квартирах, и получается, что госфинансирование их обеспечения услугами здравоохранения и образования направляется в учреждения по месту прописки, а все эти услуги люди получают здесь.

Простой пример: по федеральным нормативам на десять тысяч человек полагается одна полностью снаряженная машина скорой помощи. В Химках по данным последней переписи населения постоянно проживает 207 тысяч человек, в действительности - более 300 тысяч. Так что у нас по нормативам 21 машина, а нужно их как минимум 30. «Скорых» не хватает, они не успевают быстро приезжать на вызовы.

Стоящая сегодня ключевая задача комплексного развития города заключается в обеспечении опережающего развития инфраструктуры, включающего коммунальную, социальную и транспортную составляющую.

Немаловажный аспект – создание в Химках рабочих мест с достойной оплатой труда. Пока что больше половины химчан работают в Москве, платят НДФЛ по месту работы, а живут и пользуются социальными услугами здесь. Новые рабочие места позволят пополнить городской бюджет и уменьшить маятниковую миграцию. Развиваться должны наши легендарные предприятия космической и оборонной промышленности, инновационный средний и малый бизнес.

Что касается планов на самое ближайшее время, как я уже говорил, нужно привести город в порядок после предвыборной кампании с применением в прямом смысле «грязных» технологий: сейчас заборы, фасады и даже тротуары расписаны лозунгами, везде расклеены агитационные материалы.

- Какие ресурсы и силы, местные и внешние, вы намерены использовать в своей работе?
 
- Во-первых, кадровые ресурсы. Если грамотно сформировать команду высококлассных профессионалов и мотивировать их на выполнение задач, синергетический эффект будет огромным.

Во-вторых, я намерен привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Сейчас мы работаем над бюджетом: оцениваем качество его освоения по итогам прошедших десяти месяцев и начинаем формировать бюджет следующего года с фокусом на реализацию программы развития Химок. Поэтому одну из задач я вижу в том, чтобы на каждый рубль окружного бюджета привлечь три-четыре рубля областных и федеральных денег по программам софинансирования в рамках целевых программ развития образования, спорта, здравоохранения. Все привлеченные средства пойдут на строительство детских садиков, спортивных сооружений, поликлиник и всего того, что делает город комфортным для жизни.

- За вас проголосовали 48% избирателей, хотя многие аналитики прогнозировали, что протестный электорат даст о себе знать. Чем вы, новый человек, так приглянулись химчанам?

- Это был мой первый опыт участия в предвыборной кампании, и опыт колоссальный. В Химках она проходила громко, затмевая в новостных лентах предвыборную кампанию Обамы. Мне советовали быть как-то поярче, знаете, лозунги озвучивать, делать заявления. Но я все же хозяйственник, и было трудно соревноваться с теми, кто обещал решить вопросы, не понимая, как это можно сделать и можно ли вообще.

Свою роль, наверное, сыграло то, что в Химках живет много образованных людей, сотрудников таких предприятий, как НПО Лавочкина, КБ «Факел», «Энергомаш». Они способны адекватно оценить предложения кандидатов и сделать свой выбор.

- Готовы ли вы сотрудничать со своими оппонентами?

- Да, я не собираюсь никому отказывать. Чтобы войти в мою команду, достаточно обладать несколькими качествами: профессионализмом, ответственностью, добросовестностью, честностью и умением общаться с людьми. Если кто-то из оппонентов предложит свою кандидатуру, имея проект решения определенной задачи, намерение далее его прорабатывать и являясь профессионалом в этой области, я готов обсуждать сотрудничество.

- Есть на примете кандидаты в команду?

- Пока могу сказать только, что своих заместителей я буду выбирать сам. На остальные позиции объявим открытый конкурс с квалификационной комиссией, которая будет оценивать кандидатов на соответствие пяти вышеназванным критериям. Еще могу сказать, что очень люблю работать с людьми, которые разбираются в своей области лучше меня.

- В последние годы транспортная проблема – одна из главных тем для дискуссии в Химках. Как вы планируете решать вопросы расширения Ленинградского шоссе, развития железнодорожного сообщения, строительства метро?

- Одно время я возглавлял Департамент развития инфраструктуры и инвестиций министерства транспорта РФ, поэтому представляю, что такое комплексное развитие транспортной инфраструктуры. Во многих случаях оно требует плотного межведомственного взаимодействия.

Ленинградское шоссе, например, от МКАД до поворота на международное шоссе, – это территория Москвы. Инициированная столицей работа по его расширению значительно облегчит проблему пробок в Химках. Введение нового участка трассы Москва-Санкт-Петербург до Шереметьево в 2012-2013 годах, также поможет снизить трафик на Ленинградском шоссе примерно на треть, в первую очередь, грузовой. По всем этим вопросам мы тесно сотрудничаем со столичной администрацией.

Проект строительства линии легкого метро, которая свяжет станцию Планерная с Химками, а в дальнейшем, надеюсь, и с Зеленоградом, потребует совместной работы администрации Химок, правительства Московской области, города Москвы и федеральных органов власти. Тесное взаимодействие особенно важно при выборе трассы. Необходимость поиска трассы, освобождение ее от обязательств третьих лиц и перенос коммуникаций - основные проблемы при строительстве любого линейно протяженного объекта. Само строительство идет быстро. Ориентировочно метро появится в городе к 2017 году. Причем оно не обязательно должно быть построено полностью на государственные средства, а может, например, быть инвестпроектом на основе концессии.

Что касается железнодорожного сообщения, то текущая ситуация здесь неудовлетворительная. Расписание поменялось, увеличился интервал между поездами, нередко они проезжают станцию не останавливаясь, у людей ломаются все планы на день. Сейчас идет строительство четвертого пути, есть хороший проект железнодорожной станции «Химки-2». Когда электрички начнут ходить часто и по расписанию, можно будет точно рассчитывать время на дорогу, и часть горожан, уверен, пересядет из автомобиля на общественный транспорт. Пока же город часами стоит в пробках, это ухудшает экологию.

- Вопросы экологии тоже широко обсуждаются, особенно остро - в свете вырубки просеки в Химкинском лесу для строительства участка трассы Москва-Петербург.

- Во-первых, просека занимает лишь 5% от всего лесного массива, 95% остаются нетронутыми. Во-вторых, госнормативы по компенсационным высадкам предписывают высадить ровно столько деревьев, сколько вырублено. В данном же случае были приняты кратные нормативы: на каждое вырубленное, даже больное, дерево высаживаются пять новых и здоровых (около 40% подмосковных лесов требуют пересадки или лечения). И, наконец, эта дорога объективно нужна. Существующая сейчас трасса М10 – не для великой державы, которой мы себя считаем.

- Собираетесь использовать свой опыт работы с проектами на основе концессии при развитии транспортной инфраструктуры Химок?

- Разумеется. Хотя, конечно, круг концессионных компаний в транспортном секторе узок, ведь это - один из сложнейших методов привлечения инвестиций, предполагающий высокие вложения на входе. Ввиду специфики профессионалов в этих вопросах немного, они дороги. Знаком почти со всеми европейскими специалистами в данной области и финансовыми институтами, которые этим занимаются.

- То есть, будете привлекать зарубежных экспертов и иностранный капитал?

- Капитал бы я привлек российский. Лучше, если инвестиции в нашу страну делают наши же компании. Существует немало институтов развития, которые принимают участие в таких проектах - ВТБ, ВЭБ, Сбербанк. Опытных специалистов, которые участвовали в создании концессионных проектов в России, правда, пока совсем немного, но они есть.

- Сейчас активно расширяется аэропорт Шереметьево, который находится на территории Химок. Как это сказывается на городе, в чем плюсы и риски такого расширения?

- Международный аэропорт обеспечивает городу транспортную доступность и повышает его престиж. Развитие аэропорта означает увеличение его имущественного комплекса и создание новых рабочих мест, а городской бюджет пополняют, в основном, две статьи – подоходный налог и налог на имущество и земли. Мы поддерживаем расширение Шереметьево, понимая, что оно даст импульс развитию города. Однако важно, чтобы это развитие было цивилизованным и согласованным, то есть не привело к очередным транспортным и коммунальным проблемам. Все должно развиваться в комплексе.
 
- Каким, как вам кажется, должен быть бренд города? Может, это наукоград или город воинской славы?

- Присвоение Химкам звания наукограда – один из пунктов моей «дорожной карты». Это подтвердит уже существующий статус города и станет признанием его заслуг. Немаловажно, что по федеральному закону наукоградам выделяются дополнительные средства на развитие социальной инфраструктуры. Заслуживают Химки и звания города воинской славы. В 1812 году здесь шли сражения, повлиявшие на исход всей военной кампании, а в Великую Отечественную - велись бои, ставшие началом перелома в ходе войны. Мы будем стараться, чтобы наш город, достойный этого почетного звания, получил его.

Беседовали Ксения ЛАКТИОНОВА, Арам ХАЧАТРЯН