Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:52

Прагматизму нужна идеология

Прагматизму нужна идеология
6 Сентября 2012, 12:10
Версия для печати

- Георгий Владимирович, почему так называемая прагматическая политика, ставящая во главу угла экономическую целесообразность, позволила России наладить диалог с Западом в 1990-е годы, а сейчас стала серьезным ограничением для развития страны?

- После распада Советского Союза такая политика была нам необходима, чтобы выжить в новых условиях, договариваться, идти в фарватере мировых систем, лавировать. Однако это всегда «политика хвоста», сейчас это хорошо ощущается. Западная политическая мысль настолько технологична, что странам, все время подстраивающимся под нее, уготованы лишь вторые роли и отставание. Сегодня, имея более четкую и ясную внутреннюю и внешнюю политику, чем, скажем, во времена Козырева, пора начать сочетать прагматизм с идеологией. Мы уже понемногу движемся в этом направлении. С прагматической точки зрения, например, нам стоило бы «сдать» Сирию. Однако повторение в Сирии ливийского сценария спровоцировало бы дефолт всей нашей внешней политики, потерю авторитета на международной арене. К сожалению, пока Россия принимает верные решения, только будучи загнанной в угол. Хотя как сильное государство она должна сама формировать повестку дня. Пора создавать формулы и установки, приемлемые и подходящие для государств и групп сил, недовольных доминирующей агрессивной политикой США. Соединенные Штаты уже выработали идеологические постулаты, руководствуясь которыми они выстраивают коммуникацию с остальным миром - универсальную формулу демократии и защиты прав человека. Хотя всем очевидно, что демократия по-американски может противоречить такому базовому праву человека, как право на жизнь.

- Внешняя политика СССР тоже сочетала идеологию и прагматичный подход, отличаясь при этом от американской. Насколько успешной она была?

- Вполне. Безусловно, выстраивание отношений с Восточной Европой, помимо поддержания общей идеологической базы, служило и экономическим интересам СССР. Куба и ряд африканских стран, также интересные нам с точки зрения экономики, были одновременно символами сопротивления агрессии и колониальной политики Запада. Советский Союз очень неплохо выстроил политику отношений с арабскими странами. Если бы в новой России продолжили ее проводить, думаю, сейчас не было бы таких проблем как рост терроризма на Северном Кавказе, в том числе под влиянием враждебной нам Саудовской Аравии, которая «экспортирует» на Кавказ экстремистские идеи и боевиков-ваххабитов. Можно сказать, что современной России необходимо вести более самостоятельную политику, меньше ориентироваться на угрозы и виртуальные обещания других держав. Пора проводить политику, которая связывала бы нас с другими странами не только экономически, но и на уровне ценностных ориентиров.

- Какие ценностные ориентиры Россия могла бы предложить международному сообществу?

- Например, формулу многополярного мира. Не секрет, что западная экономическая модель обслуживает интересы крупных финансово-промышленных групп, поэтому монополярный мир станет диктатурой капитала. Альтернативный вариант - несколько центров силы, например, Китай, Россия, США, некая сверхдержава на Ближнем Востоке, которые будут пытаться мирно решать конфликты, сотрудничать, не скатываясь к тоталитаризму. Еще одна, очень востребованная ценность – справедливость, в том числе и социальная. Так, многие афганцы считают несправедливым американское вторжение, а греков возмущает необходимость «затягивать пояса» из-за безответственной политики чиновников и банков. Кроме того, мы можем декларировать и предлагать такие исконно российские ценности так традиционализм, духовность, уважение к малым народам, толерантность.

- Как названные ценности помогут нашей стране соблюдать свои национальные интересы? Кому мы их будем адресовать?

- Адресаты есть по всему миру. Европа неоднородна, там действуют разные политические силы, представляющие интересы различных по целям и ценностям групп. Например, если сейчас Российская Федерация начнет сотрудничать с европейскими левыми движениями, они получат очень хорошую поддержку, поскольку Россия – правопреемник СССР. С другой стороны, мы уже не социалистическая страна, поэтому можно сотрудничать с более правыми силами, политиками, режимами. Например, с Польшей, где активно выступают против насаждения либеральных ценностей. Для европейских стран есть и общая угроза - размывание культурной и национальной идентичности. Россия может сформулировать тезис о том, что нам нужна толерантная и мультикультурная, а не экстремистская и однородная Европа. И это будет сказано от лица страны, где представлены все мировые религии, имеется вековой опыт совместного проживания этносов. Европа очень прагматична: если там увидят, что Россия формирует политику, отличную от американской, то будут к нам прислушиваться. Попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны в Эстонии и Латвии открывают для России возможности сотрудничества с Израилем, для которого героизация нацистов тоже неприемлема. Израильскую карту можно использовать и в борьбе с ваххабизмом. Необходимо формировать мнение о России на Ближнем Востоке, поскольку там есть государства, которые связаны с нами исторически. Египет, Ливия – стратегически центры в Африке. Небольшие третьи страны, которые не хотят быть поглощенными международными финансово-промышленными группами, наверняка поддержат идеологию многополярного мира и демонополизации. Для России это интересно, поскольку после развала СССР мы потеряли многие рынки сбыта. Страны СНГ, которые сейчас мечутся между нами и Западом, и исторически входят в орбиту влияния России, увидев, что мы стали сильнее и проводим более независимую политику, начнут ориентироваться на нас. Ведь США, где бы они ни присутствовали, нигде ничего не строят, только эксплуатируют. К тому же американцы сейчас делают все, чтобы подорвать внутреннюю стабильность в Китае, а для нас КНР - базовый союзник, наши стратегические интересы совпадают.

- А как насчет идеологии для «внутреннего употребления»?

- Выстраивание внешней политики в соответствии с известными обществу ценностями и национальными интересами позволит сделать механизм принятия внешнеполитических решений более понятным для людей, повысит доверие к власти. Сегодня, например, многие россияне не понимают, почему мы не даем американцам бомбить Иран. Нужно объяснить, что последние 200 лет Иран ни на кого не нападал. К тому же там проживают около 20 млн азербайджанцев, спасаясь от бомбежек, они подадутся на север. Это обернется гуманитарной катастрофой на Каспии, всплеском криминала в регионе, ростом нелегальных мигрантов в России.

- Умение сочетать идеологический и прагматический подходы - высший пилотаж в политике. Кто сможет справиться с этой задачей?

- В США маститые политологи типа Збигнева Бжезинского и Генри Киссинджера выступают в роли советников и влияют на принятие политических решений. Нашим властям тоже стоило бы сотрудничать с опытными российскими политологами. Эффективные менеджеры на государственной службе тоже очень нужны, поэтому важно возвращать некоторые советские практики найма чиновников, делать прозрачной процедуру отбора, бороться с кумовством, восстанавливать социальные лифты.

Беседовала Ксения ЛАКТИОНОВА

ПО ТЕМЕ

Первые арендные дома начали строить на Сахалине
Первые арендные дома начали строить на Сахалине
Мутко: стадионы к ЧМ-2018 строятся по графику
Мутко: стадионы к ЧМ-2018 строятся по графику
Минстрой предлагает отложить на год введение новой схемы обращения с мусором
Минстрой предлагает отложить на год введение новой схемы обращения с мусором
У строителей Сахалина будет свой типовой контракт, разработанный СРО
У строителей Сахалина будет свой типовой контракт, разработанный СРО
Минстрой может ужесточить требования к продлению строительства домов дольщиков
Минстрой может ужесточить требования к продлению строительства домов дольщиков
В России появились стандарты для стройматериалов на основе керамзита
В России появились стандарты для стройматериалов на основе керамзита
Избран новый состав набсовета АИЖК
Избран новый состав набсовета АИЖК
Власти Москвы сократили до трех месяцев срок перехода на спецсчета по капремонту
Власти Москвы сократили до трех месяцев срок перехода на спецсчета по капремонту
Объем незавершенного госстроительства в 2014 г вырос на 16,5%
Объем незавершенного госстроительства в 2014 г вырос на 16,5%
Минстрой: поправки в закон о концессиях в ЖКХ позволят передавать МУПы с долгами
Минстрой: поправки в закон о концессиях в ЖКХ позволят передавать МУПы с долгами