Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

28.07.201719:50

Равномерное развитие – нонсенс для России

Равномерное развитие – нонсенс для России
31 Августа 2011, 00:00
Фото:
V_Glazychev.jpg
Версия для печати

- Вячеслав Леонидович, знаковые федеральные проекты - Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу, Универсиада в Казани, саммит АТЭС во Владивостоке, а также образование Московского федерального округа создают искусственные центры притяжения человеческих и финансовых ресурсов. Могут ли сосуществовать федеральные проекты, точечно аккумулирующие ресурсы близлежащих регионов, с концепцией относительно равномерного развития страны?

- Концепция равномерного развития для нашей страны – это нонсенс. Думать о некотором сглаживании можно, когда уже существуют точки насыщения, как, например, во Франции, когда она проводила политику децентрализации. Для России наиболее реалистичен сценарий дальнейшего усиления контрастов: деградация малых городов и поселений на фоне роста и развития мегаполисов. Малые города могут развиваться либо как сервис-центры для предприятий агропромышленного комплекса, или же как филиалы предприятий среднего бизнеса. Впрочем, эти возможности нельзя реализовать без финансирования со стороны федерального центра.

Крупные федеральные проекты имеют очень малое отношение к развитию малых городов. Приготовления к саммиту АТЭС могут лишь поспособствовать усилению агломерации, здесь для развития территории открываются определенные перспективы. Что касается Сочи, то там создана очень дорогая инфраструктура, и расходы настолько велики, что компенсировать их невозможно. Город как семейный курорт навсегда потерян, а преобразовать его в своего рода конгресс-центр теоретически возможно, но очень трудно – конкуренция огромна.

- По Вашим словам, обустройством России должны заниматься местные элиты и власти. Для этого городам и территориям необходимо передать больше возможностей и ответственности. О каких именно возможностях и полномочиях идет речь?

- Сегодня распределение доходов между регионами и федеральным центром не позволяет территориям эффективно развиваться: деньги идут через бюрократические конструкции федеральных ведомств. Так что в первую очередь нужно изменить пропорцию поступлений в центральные бюджеты и бюджеты регионов как минимум на 10 пунктов в пользу последних. Требуется, чтобы центр сократил свои возможности и финансовые аппетиты. Сделано это может быть только вынужденно, например, в условиях экономического кризиса. Кстати, его предвещает огромная брешь в пенсионном фонде.

Нечто похожее произошло в начале 1990-х, когда власть умыла руки, предоставив жителям «выкручиваться» самостоятельно. Тогда города имели ряд полномочий, которых лишены сейчас из-за последующей планомерной политики по урезанию их возможностей по созданию различных предприятий, а также требования отказаться от муниципального имущества.  Обустройством городов и поселений могут заниматься местные элиты, однако сегодня они экспортируют свои таланты и средства в большие города или за рубеж. К тому же уважающие себя люди в поселениях не идут во власть, поскольку они понимают, что не смогут отчитаться перед соотечественниками об успехах. Во власть идут другие люди и совсем за другим.

- Много говорится о необходимости кластерной политики развития промышленности, развитии инфраструктуры, жилищном строительстве. Все это в идеале позволит регионам стать более экономически и политически самодостаточными. Как все это отразится на сложившейся на местах структуре неформального управления, когда  ограниченный круг людей имеет доступ ко всем ресурсам и денежным потокам?

- Полуфеодальная структура - я бы назвал ее силовой бюрократией – существует в основном в малых городах. К ней относятся полиция, суд, следственный комитет, прокуратура и местная власть. С силовой бюрократией сейчас можно бороться только сверху, причем на уровне губернских властей, которые для этого необходимо наделить соответствующими полномочиями. Над этими вопросами сейчас работают вице-премьеры РФ Дмитрий Козак и Александр Хлопонин. Принимая участие в деятельности соответствующих рабочих групп, в числе приоритетных мер могу назвать обязательность выборов на местах, прозрачность бюджетов, недопущение партийных списков на уровне малых городов и сел, а также борьбу с монополизмом и колониальной политикой крупных компаний по отношению к местному бизнесу. Часть налогов корпораций должна оставаться на местах, в регионах их присутствия, однако это также вопрос политических переговоров.

Планы развития промышленности мало влияют на развитие региона, поскольку чем современнее технологии, тем меньшую занятость населения обеспечивают заводы и предприятия.  Основная проблема регионов - недоразвитая сфера услуг в широком их понимании. Пока она сконцентрирована только на торговых операциях, а для дальнейшего развития в эту сферу должно прийти вдвое больше людей и денег, и, кроме того, необходимы разбуженные потребности граждан в этих услугах. Если потребности более-менее сформированы, то с деньгами дела обстоят гораздо хуже.

- Сейчас идет беспрецедентный для России процесс демографического сжатия и переструктурирования пространств: стремительно исчезают населенные пункты, малые города. C учетом этого фактора, какой вариант дальнейшего развития страны представляется Вам наиболее оптимальным?

- У нас никакого выбора здесь нет. Один из трех малых городов исчезнет, потеряет свой статус. Шансы есть у тех городов и поселений, где «до околицы» больших городов не более 60 км., или где есть реальные возможности развития экономически эффективного туризма. Примеры активного хозяйствования в пригородах – Подмосковье и окрестности Санкт-Петербурга.  Остальные территории, за исключением крупных посевных площадей, станут природными заповедниками, что, кстати, означает создание множества новых рабочих мест.

Беседовала Ксения ЛАКТИОНОВА