Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

28.07.201719:50

Не напрасно называют север Крайним

Не напрасно называют север Крайним
29 Апреля 2011, 00:00
Фото:
V_Svetsova.jpg
Версия для печати

- Вера Валентиновна, в чем специфика ценообразования в Вашем регионе?

- В силу своего территориального положения и климатических условий Архангельская область имеет ряд особенностей, которые влияют на ценообразование в строительстве. Судите сами: площадь нашей области 587 тыс. кв км, расположена она  на севере европейской части России: в районах, приравненных к Крайнему Северу. В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ, острова  Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Соловецкий архипелаг.

В регионе практически нет производителей строительных материалов. У нас развито производство только  нерудных стройматериалов  (щебень, песок, песчано-гравийная смесь), цемента, пиломатериалов и  сборного железобетона.  Из-за неразвитости автомобильных и железных дорог доставлять их из других регионов достаточно дорого. Если учесть, что в Ненецком автономном округе эта доставка носит сезонный характер - только по зимним дорогам или морскими перевозками в период навигации -  то цифры возрастают.  Все вышеперечисленное, а также ветхость жилого фонда, зависимость нашего региона от федеральных вливаний, является важными ценообразующими факторами.
 
 - С какими проблемами сталкивается Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве?

- Мы работаем в непростых условиях. В Министерстве строительства Архангельской области регулярно меняется руководство, существуют административные барьеры, которые мешают общему делу. Тем не менее, наш центр успешно работает на строительном рынке уже восьмой год. Нередко мы сталкиваемся с проблемами получения достоверной информации о стоимости ресурсов, включая строительные материалы, морские перевозки, способы и схемы доставки грузов в отдаленные районы.

Представляется проблематичным осуществление мониторинга данных строительства объектов на территории муниципальных образований, в том числе по уже построенным объектам, а также стоимости строительства квадратного метра жилья с применением различных конструктивных проектных решений. Это происходит по причине того, что финансирование строительства большей части объектов гражданского назначения осуществляется за счет частных инвесторов, и в этом случае стоимость квадратного метра – коммерческая тайна, покрытая мраком.

- Одним из ведущих игроков на строительном рынке, в частности, в сфере ценообразования, является администрация области. Насколько конструктивно получается сотрудничать друг с другом?

- На протяжении всех лет с момента создания нашего центра мы сотрудничали  с Министерством строительства Архангельской области. Мы консультировали, проводили семинары и обучение,  предоставляли информацию по сметно-нормативным и методическим документам в области сметного ценообразования  и в другие Министерства (Департаменты) Администрации Архангельской области (Министерство экономики, Министерство лесного хозяйства, Министерство социальной защиты населения, Министерство финансов).

Наш центр выполнял по заданию Министерства строительства комплексную экспертную оценку сметной стоимости уже построенных жилых домов на безвозмездной основе. Стоит отметить, что до 2011 года по ежеквартальным  расчетам, аналитике и справкам именно нашего центра администрация Архангельской области отчитывалась в Министерство регионального развития РФ о стоимости основных строительных ресурсов, величине индексов и стоимости строительства квадратного метра жилья в регионе.

А потом ситуация изменилась. Начнем с того, что финансирование новой редакции сметно-нормативной базы в уровне цен 2009 года в нашем регионе отсутствовало. На бесконечные письма и запросы о необходимости переработки сборников ТСНБ-2001 и приведение их в соответствии с новой редакцией ФСНБ-2001 нам отвечали, в лучшем случае, «отписками», а в худшем – полным игнорированием нашей деятельности в этом важном деле.

Следует отметить, что каждому руководителю Министерства строительства Архангельской области (а за последние два года сменилось четыре руководителя) наш центр предоставлял законодательно-нормативное обоснование и перечень необходимых для переработки сборников ТСНБ-2001. Тем не менее, несмотря на эти трудности и благодаря активной методической поддержке Федерального ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов, наш центр привел ТСНБ-2001 в соответствие с новой редакцией 2009 года ФСНБ-2001.

На сегодняшний день территориально-сметная нормативная база, разработанная нашим центром, прошла экспертизу в Министерстве регионального развития РФ. Но в очередной раз сменилось руководство  в  Министерстве строительства Архангельской области и вопрос об утверждении ТСНБ-2001 в редакции 2009 года «повис в воздухе». И такое положение вещей не может оставаться без внимания. Уже в большинстве субъектов РФ данная работа выполнена, и Министерство регионального развития РФ включило территориальные нормативы в федеральный реестр. У нас же ситуация такова, что разработанные нормативы не утверждаются новым руководством, следовательно, они не могут быть введены в действие и включены в Федеральный реестр сметных нормативов, вследствие чего мы вынуждены работать по ФЕР (ГЭСН) - 2001(2009), что может привести к завышению сметной стоимости строительства.

В качестве положительного примера можно привести соседний Ненецкий автономный округ, где в настоящий момент успешно согласуется и вводится в действие разработанная нашим центром новая редакция ТЕР-2001 92009) для Ненецкого автономного округа. Уже в течение двух лет мы сотрудничаем с округом: рассчитываем индексы удорожания СМР, которые публикуем в ежеквартальном сборнике «АрхСтройЦена», а также в региональном выпуске «Вестника ценообразования и сметного нормирования». И все же, несмотря на административные барьеры, нашему профессионализму и компетентности в сфере сметного нормирования доверяют органы муниципальной и государственной власти, федеральные службы по Архангельской области (Казначейство, Пенсионный фонд, МВД, ФСБ, Министерство обороны, Министерство юстиции, Налоговая инспекция).  

- Как Вы считаете, кроме вашего центра кто еще в регионе системно занимается вопросами ценообразования?

- С 2003 года только наш региональный центр системно занимается вопросами ценообразования в строительстве в Архангельской области, причем в строгом соответствии с действующим нормативно-правовым законодательством в этой сфере. Мы проводим мониторинг цен на основные строительные ресурсы, консультируем по вопросам сметного ценообразования в строительстве, проводим проверку сметной документации, выступаем в качестве экспертов в арбитражных судах, организовываем семинары и курсы повышения квалификации специалистов-сметчиков.

Наш центр сотрудничает с заказчиками и подрядчиками на всех этапах строительного производства: при проектировании, строительстве, заключении договоров, судебных спорах. Таким образом, полный спектр высококачественных услуг в Архангельской области предоставляется нашей организацией, разумеется, под контролем как со стороны областной администрации, так и со стороны федерального органа ценообразования.

Беседовала Виктория КАШЕВАРОВА