Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

15.12.201715:02

РЖД переходит на укрупненные расценки

РЖД переходит на укрупненные расценки
29 Апреля 2011, 00:00
Фото:
A_Kulikova.jpg
Версия для печати

- Антонина Дмитриевна, в строительстве наблюдается общая тенденция к переходу от единичных расценок  к укрупненным нормативам. В какой степени это  затрагивает железнодорожное строительство?

- Мы тоже занимаемся укрупненными показателями, но, честно говоря, делали их как показатели, а не как нормативы, для предварительной оценки стоимости строительства на предпроектных стадиях, и как сопоставительные показатели для анализа эффективности капитальных вложений. Масштабный переход на укрупненные расценки, которым сейчас активно занимается Министерство регионального развития и Федеральный центр ценообразования в строительстве – такую задачу мы до сих пор перед собой не ставили. Да и специфика наших линейных объектов не всегда позволяет это осуществить.

- Помимо линейных, неужели у вас мало типовых объектов?

- Как правило, у каждого нашего линейного объекта главная составляющая – это отраслевая специфика. Типовые объекты как отдельные элементы железнодорожной инфраструктуры  есть и их немало. Но стоимость строительства линейного объекта (1 км новой железной дороги с электрификацией или вторых путей) не может определяться путем простого суммирования отдельных типовых объектов, так как их удельный вес в общей стоимости  строительства железнодорожных линий существенно различается в зависимости от условий строительства.

Скажем, тяговая подстанция. Да, коробка типовая, она может быть как модульной, так и кирпичной. А вот «начинка» ее бывает совершенно разной. В зависимости от того, где и какую электрификацию мы делаем, на переменном или на постоянном токе, как и удельный вес в общей стоимости линейного объекта. Поэтому мы делали сначала укрупненные показатели на отдельные виды работ –  верхнее строение пути, земполотно, искусственные сооружения, контактная сеть, тяговые подстанции, а затем на единицу строительной мощности – километр строительства нового железнодорожного пути. Для нового строительства мы все просчитали и определились с укрупненными показателями.

Причем даже к регионам их попытались привязать, чтобы особенности железнодорожного строительства на территории были учтены по всей географической цепочке: начиная с Калининградской области и заканчивая Сахалинской. Но новых железнодорожных линий  мы строим мало. У нас есть действующие объекты  железнодорожной инфраструктуры, которые мы реконструируем и модернизируем. А что такое построить вторые пути? Необходимо не только построить новый путь, но и  реконструировать действующие объекты: главный путь, расширение станции, искусственные сооружения, и так далее в зависимости от организации движения. Словом, проектирование дополнительного пути ведет за собой целый комплекс других работ специфичных для каждого конкретного объекта. Поэтому вывести объективный укрупненный показатель, а тем более норматив, бывает очень сложно.

- РЖД сейчас ведет серьезное строительство в Сочи, где даже планируется проложить совмещенную железнодорожную и автомобильную магистраль. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин говорит и о необходимости проектирования отдельных скоростных веток для тех же «Сапсанов». Может на этих проектах  стоит попробовать перейти на укрупненку?

- Прежде чем разработать укрупненные показатели, нужно определить стоимость единичных показателей, чтобы затем их унифицировать для разработки укрупненных расценок. Однако одно дело построить детский садик, другое – такое сложное техническое сооружение, как совмещенная дорога, включающая комплекс мостов, тоннелей. Для этого нет достаточных наработок. Например, мы производили реконструкцию высокоскоростной  железной дороги  Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. У таких магистралей своя специфика, новые технологии, новые материалы – верхнего строения пути, контактной сети и многое другое. Поэтому первоочередной задачей для нас стало создание своей отраслевой нормативной базы – единичных расценок с учетом новых технологий, применяемых в отрасли.

- Где вы ее применяете? К каким объектам строительства и реконструкции?

- Мы ее будем использовать и на линейных объектах, и для определения стоимости объектов жилищного и коммунального строительства ОАО «РЖД». До этого у нас была смешанная система ценообразования. То есть частично мы использовали свои нормативные отраслевые сборники, без которых на линейных объектах просто работать не могли. Также  применяли федеральную базу, корректируя ее под нашу железнодорожную специфику. За основу брались ФЕР, а дальше шла привязка к условиям производства работ, специфичных для нашей отрасли. Индексы пересчета для определения текущей стоимости мы разрабатывали сами, исходя из этой смешанной  системы ценообразования. По сводному сметному расчету у нас было 14 глав, которые учитывали специфику строительства линейных объектов.

С выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» мы тоже перешли на 12 глав. Для этого пришлось пересмотреть нашу нормативную базу, сформировать ее в соответствии с правительственным постановлением, вписав железнодорожную специфику в номенклатуру сводного сметного расчета. Работа по совершенствованию нашей сметно-нормативной базы продолжается. Осуществляется целый ряд других коррективов, связанных с выходом распоряжений внутри нашей корпорации. Все, что ни делалось бы у нас по сметному нормированию и ценообразованию, нормативные документы согласовываются и утверждаются в установленном ОАО «РЖД» порядке первым вице-президентом или вице-президентом. Это подтверждает значимость данной темы, которая находится под пристальным вниманием нашего руководства.

Есть уже сложившаяся технология. У нас разработка всех нормативных документов начинается с разработки технологических карт, элементных сметных норм и единичных расценок. В первую очередь, мы, конечно, стараемся учесть новые технологии и материалы, связанные непосредственно с нашей спецификой по электрификации, СЦБ, связи, путейским работам. Разработками в этой отрасли активно занимается наш отраслевой институт «ИЭРТ», который является дочерней компанией ОАО «РЖД».

- Есть все основания полагать, что в Федеральном Законе №94 в скором времени появится понятие «минимальной цены контракта». Так или иначе, но придется выходить на некие базовые минимальные цифры, чтобы их можно было отстаивать при госзакупках. Как это на вас отразится?

- У нас пока еще нет укрупненных расценок на километр пути наших линейных объектов. Но в каких-то сегментах капитального строительства уже имеется неплохой задел. На земляное полотно, верхние строения пути, искусственные сооружения, путепроводы, мосты такие нормативы фактически разработаны. Их стоит лишь немного подкорректировать и унифицировать. По сути, эти показатели уже можно использовать как укрупненные цены конструктивных решений. Они у нас сделаны в базовых показателях, просто все это нужно перевести в текущие цены.

Кстати, когда собиралась рабочая группа по разработке укрупненных показателей, все были единогласны, что наши укрупненные нормативы можно взять за основу. Первоначально, как я уже отмечала, мы себе ставили совершенно другую задачу. Сейчас ситуация изменилась, поэтому одновременно с внедрением новой отраслевой нормативной базы займемся актуализацией уже имеющихся и разработкой новых укрупненных расценок для линейных объектов. Для базового района у нас укрупненные показатели уже разработаны. Соответственно сделаем укрупненные расценки и по регионам, введем индексацию для определения текущей стоимости. В этом году для нас это станет первоочередной задачей.

- У нас так сложилось, что внимание чаще всего обращается на конкретную стоимость материала и работы. С этой позиции внедрение новых технологий и материалов ведет к удорожанию, а значит накладнее для бюджета. С другой стороны, многие эксперты предлагают определять затраты не по стоимости строительства, а с учетом жизненного цикла конкретного объекта. Тогда применение новых технологий и материалов, которые более функциональны и долговечны, предпочтительнее. Возникает дилемма: сэкономить на этапе строительства или построить долговечный надежный объект. Какова позиция РЖД?

- Сейчас действуют повышенные требования к энергосбережению и безопасности, которые необходимо учитывать при проектировании в строительстве. Мы тоже приступили к актуализации своих нормативов для перехода на проектирование с учетом полного жизненного цикла. Перед нашим департаментом руководством ОАО «РЖД» такие задачи уже поставлены. Строить надо экономно, но надежно и долговечно. При внедрении новых технологий и материалов просчитываются затраты на стадии строительства, а также долгосрочный экономический эффект от их внедрения. Хотя, конечно, до конца все отследить бывает очень сложно.

- Ваши коллеги из Росавтодора говорят, что им сложно иногда использовать в своих сметах обычную номенклатуру строительных материалов, поскольку для дорожных работ в ряде случаев применяется немало материалов, не включенных еще в общий перечень. И как их просчитывать, они не всегда понимают. В вашей отрасли есть такая проблема?

- Даже сейчас, при утверждении нашей отраслевой нормативной базы, взаимодействуя с Федеральным центром ценообразования, мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Например, для обеспечения СЦБ в большом количестве применяются различные виды кабелей, при  электрификации мы используем материалы  контактной сети, верхнего строения пути, отсутствующие в общем перечне. Определяя сметную стоимость строительства железной дороги с применением этих материалов, мы вынуждены использовать совершенно иной, нежели на федеральном и региональном  уровнях, принцип ценообразования стоимости материалов. Это специфика, которую мы будем отстаивать, как особенности линейного строительства.

С Росавтодором, как и с энергетиками, газовиками и нефтяниками, есть и другие общие проблемы. Почему то отрасли выпали из системы ценообразования, приоритет отдан территориям. Но регион учитывает свои, территориальные, особенности, а как же быть нам, если строительство линейного объекта осуществляется  на территории нескольких регионов? Случается часто, что на границе двух областей стоимость материалов, того же бетона, и механизмов, учтенных в базе, отличается в разы. То же самое и по заработной плате. Кроме того, материалы и механизмы для строительства железнодорожной инфраструктуры  учитываются по минимальной номенклатуре. Региону это не нужно в том объеме как нам. Поэтому мы не можем к конкретному региону во всем привязаться.

Учитываем свои особенности строительства объекта в данном регионе - линейный характер строительства, работу вахтовым способом, поставку материалов железнодорожным транспортом и т.д. Соответственно, работая в регионах, учитываем районные, северной надбавки к фонду оплаты труда, предусмотренные на федеральном уровне.  В какой-то степени в  решении этих вопросов мы придерживались методологии  ценообразования старой нормативной системы Госстроя. В общем, выстроилась система, которую все понимают и которая работает.

- И ни у кого не возникают вопросы, даже у проверяющих?

- До настоящего времени со стороны проверяющих к нам претензий нет. Все принятые документы обоснованы и утверждены в ОАО «РЖД» и направлены в Минрегион. В нашей нормативной базе четко прописан механизм ценообразования на выполнение работ, финансируемых из средств ОАО «РЖД». Причем многие сторонние организации использовали при расчетах наши нормативные сборники, потому что других просто не было. Да и Федеральный центр ценообразования давал разъяснения, что можно их применять. Надо сказать, что последние два года мы плотно работаем с Минрегионом  и ФЦЦС. И находим там понимание нашей специфики, которая теперь учитывается при разработке федеральных нормативных документов.

Сейчас на основе нашей базы мы разрабатываем номенклатуру материалов, соответствующую нашей отраслевой специфике. Возможно, это будет полезно энергетикам, нефтяникам и  газовикам, да и всем работающим на линейных объектах. Разработанная отраслевая сметно-нормативная  база получила положительное заключение и передана в Минрегион для ее внесения в федеральный реестр. Рассчитываем, что с первого июля начнем проектировать и строить все наши объекты по новой отраслевой базе единичных расценок, привязанной к регионам.

Беседовал Сергей ЗЕНИН