Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

23.11.201702:51

Зачем России нужна промышленность

Зачем России нужна промышленность
22 Июня 2012, 10:22
Версия для печати

- Валерий Михайлович, корпорация «Уралвагонзавод» недавно получила крупный долгосрочный госзаказ и 6,2 млрд. рублей на модернизацию до 2014 года. Что будете делать с этими деньгами?

- С 1990-х годов на фоне общего падения объемов продукции машиностроения о модернизации и обновлении производственных мощностей не было и речи. До недавнего времени оборонный заказ устанавливался на год, и говорить о планировании развития корпорации тоже было сложно. Появление же заказа на несколько лет создало возможность развивать все наши предприятия.

Для изготовления высококачественной продукции нужны новые современные, высокопроизводительные дорогие станки. Чтобы они себя окупили, их нужно загрузить по максимуму, а для этого требуются масштабные заказы. Это не только наша проблема, а проблема вообще всей российской промышленности. Сейчас мы активно используем возможности, появившиеся при получении долгосрочного госзаказа: разработаны планы технического перевооружения головного завода в Нижнем Тагиле, ЧТЗ, «Уралтрансмаша» и других предприятий, ведется внедрение современных технологий, позволяющих всей продукции корпорации выйти на мировой уровень качества.

- Каким будет эффект от модернизации ваших предприятий для развития социальной инфраструктуры регионов, в которых они расположены?

- Учитывая, что производства развиваются, предприятие не может не думать о нынешних и будущих своих работниках. Поэтому все наши заводы продолжают нести социальную нагрузку и развивать социальную сферу. Еще с советских времен на балансе заводов числятся объекты социальной инфраструктуры. К примеру, у нижнетагильского УВЗ есть свой спорткомплекс с искусственным ледовым полем, дворец культуры, плавательный бассейн, профилактории и детские оздоровительные лагеря. В последнее время ведется работа по выводу непрофильных активов, но очень медленно и с большой осторожностью. Если бы наше государство могло создать инфраструктуру, которая обеспечивала бы граждан образовательными, медицинскими и иными услугами на должном уровне, предприятия с радостью бы освободились от груза социальных обязательств. Но пока государству это не под силу.

Например, не первый год обсуждается вопрос о передаче дворца культуры ЧТЗ на баланс города, но для этого в городском бюджете должны быть средства на его содержание. По закону предприятие не имеет право финансировать объекты на балансе города и наоборот. Если заводы бросят свои санатории и поликлиники на произвол судьбы, это приведет к деградации городов и ухудшению жизни людей. Кстати, в мире на такую социальную нагрузку компании смотрят по-разному. Для американского Катерпиллера – это нонсенс, а у японской Коматсу есть не только свои общежития, но и школы, подшефные детские сады, профтехучилища и так далее. Хотя, казалось бы, японское государство способно решить все эти вопросы самостоятельно.

- Возвращаясь к российским реалиям, как вы оцениваете роль Уральского региона, где сосредоточены ваши основные производственные мощности, в жизни страны?

- Как писал Александр Твардовский, «Урал – опорный край державы, его добытчик и кузнец». Еще с петровских времен регион воспринимается как становой хребет страны, и это восприятие только усилилось в годы Второй мировой войны. Промышленная инфраструктура в Челябинской, Пермской, Свердловской областях сохранилась лучше, чем в других регионах. Здесь хорошо развиты черная и цветная металлургия. Магнитогорский комбинат, Нижнетагильский комбинат, Ашинский и Златоустовский металлургические заводы, Уральская горнометаллургическая компания, перечислять все – наберется на целую страницу. Мало кому известно, что вся продукция Челябинского цинкового завода, например,  реализуется на лондонской бирже металлов, поскольку ей нет аналогов в мире по качеству.

На Урале находятся крупнейшие заводы, выпускающие продукцию тяжелого машиностроения; Урал – родоначальник атомной промышленности. Хотя атомная бомба разрабатывалась в Арзамасе-16 (сегодня – город Саров Нижегородской области), производство ядерного оружия было начато в Челябинской и Свердловской областях. Эти производства существуют и поныне. Сегодня на Урале производится продукция всех базовых отраслей экономики страны.

- Какова конъюнктура внутреннего рынка для гражданской продукции корпорации? К примеру, в кризис российские заводы в разы сократили выпуск экскаваторов, практически отдав рынок на откуп зарубежным производителям.

- Да, спрос на строительную технику в 2008-2009 гг. упал на 70%, но сейчас постепенно восстанавливается. Поскольку в гражданском машиностроении мы серьезно отстали от других мировых производителей, единственно возможные пути для нас – приобретение лицензий на производство иностранной техники либо организация совместного производства. Понимая это, мы работаем с несколькими мировыми производителями дорожно-строительной и железнодорожной техники над созданием совместного производства.

Далеко не все нужно стремиться делать самим. Если важная технологическая задача кем-то уже решена, необходимо использовать этот опыт. Посмотрим на Японию, которая после Второй мировой войны лежала в руинах. Японцы приобрели несколько моделей тракторов и погрузчиков Катерпиллер и начали выпускать их у себя. Со временем из этого производства вырос один из лидеров отрасли компания Коматсу, продукция которой не уступает американской. В этом смысле есть определенный плюс во вступлении в ВТО, ведь подняться до мирового уровня мы можем, только заимствуя уже существующие современные технологии.

- Ожидаете ли вы серьезного роста конкуренции на внутреннем рынке в связи с вступлением страны в ВТО?

- Вопрос последствий очень непростой. Немало примеров, когда при вступлении в ВТО отдельные виды промышленности просто деградируют как, например, случилось в Киргизии и Украине. С другой стороны, на внутреннем рынке повышается конкуренция и снижаются цены, что выгодно для потребителей. По моему мнению, наш рынок и так уже практически открыт для иностранного бизнеса и формальное присоединение к ВТО не приведет к резкому ухудшению ситуации для отечественных производителей. Однако очевидно, что нам необходимо разработать механизм защиты своего рынка.

Китай, будучи членом Всемирной торговой организации, научился так защищать внутренний рынок, что иностранные товары не могут составить на нем конкуренцию местным. Существуют не противоречащие правилам ВТО возможности создания условий для развития национальной промышленности, и ими нужно научиться пользоваться. Как председатель Комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации я на протяжении последних двух лет постоянно поднимаю вопрос о подготовке специалистов и разработке соответствующих мер по защите отечественного рынка. Наши предприятия должны иметь и преференции, и приоритеты по сравнению с зарубежными производителями и это не противоречит правилам ВТО, но этот механизм нужно освоить.

Нельзя отказываться от собственного промышленного производства, даже не выдерживающего конкуренцию с иностранным. Скажем, потребности Европы во всех видах автомобилей могут обеспечить Германия, Франция и Италия. Это общеизвестно, но ни одна страна Европы не отказалась от автомобилестроения, ведь в этой отрасли заняты сотни тысяч человек. Кроме того, машиностроение, в отличие от металлургии или угледобычи, где труд односложен, требует знаний во многих областях, и труд специалистов здесь очень интеллектуален.

Машиностроение, по моему убеждению, - это интеллектуальный потенциал индустрии. Конечно, можно закрыть такие предприятия как АвтоВАЗ, ГАЗ и тому подобное, но тогда следует решить, где взять деньги на дотации и пособия по безработице. Национальная промышленность необходима для развития человеческого потенциала страны и для занятости населения.

Беседовала Ксения ЛАКТИОНОВА

ПО ТЕМЕ

Первые арендные дома начали строить на Сахалине
Первые арендные дома начали строить на Сахалине
Мутко: стадионы к ЧМ-2018 строятся по графику
Мутко: стадионы к ЧМ-2018 строятся по графику
Минстрой предлагает отложить на год введение новой схемы обращения с мусором
Минстрой предлагает отложить на год введение новой схемы обращения с мусором
У строителей Сахалина будет свой типовой контракт, разработанный СРО
У строителей Сахалина будет свой типовой контракт, разработанный СРО
Минстрой может ужесточить требования к продлению строительства домов дольщиков
Минстрой может ужесточить требования к продлению строительства домов дольщиков
В России появились стандарты для стройматериалов на основе керамзита
В России появились стандарты для стройматериалов на основе керамзита
Избран новый состав набсовета АИЖК
Избран новый состав набсовета АИЖК
Власти Москвы сократили до трех месяцев срок перехода на спецсчета по капремонту
Власти Москвы сократили до трех месяцев срок перехода на спецсчета по капремонту
Объем незавершенного госстроительства в 2014 г вырос на 16,5%
Объем незавершенного госстроительства в 2014 г вырос на 16,5%
Минстрой: поправки в закон о концессиях в ЖКХ позволят передавать МУПы с долгами
Минстрой: поправки в закон о концессиях в ЖКХ позволят передавать МУПы с долгами