Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

24.08.201704:08

Минрегион борется с монополистами на Олимпийской стройке

Минрегион борется с монополистами на Олимпийской стройке
25 Марта 2011, 00:00
Фото:
U_Reylian.jpg
Версия для печати

- Юрий Угович, согласно графику строительства, к концу 2010г. олимпийская стройка должна быть завершена на 40%. Будет ли, на Ваш взгляд, выполнен план, ведь пока освоены только 10% средств из общего бюджета подготовки Олимпиады?

- План будет выполнен. На данный момент мы идем по графику без каких-либо серьезных отставаний. У нас есть обязательства по завершению большинства спортивных объектов к 2012 г., чтобы успеть провести тестовые соревнования, многие из которых приходятся на зимний период 2012-13 гг. Такая «обкатка» необходима для тренировки персонала и позволяет своевременно выявить и устранить недостатки в организации. Полтора года было потрачено на проектирование.

Сегодня состояние готовности проектной документации высокое, и начинается более активное освоение средств. Напомню, что на «Олимпстрой», созданный в соответствии с Федеральным законом прямого действия № 238, не распространяются требования Федерального Закона № 94. Вместе с тем, «Олимпстрой» имеет сложные  внутренние регламенты, которые до определенного момента являлись тормозом в принятии решений по финансированию.

Вопросами освоения средств также занимаются федеральные органы исполнительной власти, администрация края и города. У инвесторов на коммерческих объектах проблем с определением цены и финансированием меньше, чем у «федералов», поскольку это выбор заказчика. Однако объекты в Сочи находятся под таким жестким прессом, что компании пытаются по каждому своему решению по формированию цен получить одобрение Минрегиона.

- Совершенствуется ли в процессе работы соответствующая нормативная база?

- Федеральный закон об организации и проведении Олимпийских игр № 310 содержит множество норм, призванных облегчить ситуацию. В него вносились целые пакеты поправок, так что сегодня сдерживающих факторов практически нет. Разрешены все вопросы от изъятия и предоставления земель до начала строительства. Закон позволяет начать монтажно-строительные работы до получения заключения из Главгосэкспертизы под ответственность заказчика. Понятие ордера в Градостроительном кодексе теперь отсутствует, и если заказчик принимает на себя ответственность за качество проектной документации, он может приступать к строительству. Сочинский прецедент – в том числе и попытка опробовать такой подход с целью его дальнейшего закрепления в нормативно-правовой базе.

- Закончен этап проектирования. Много ли было избыточных планировочных решений?

- Все, что прозвучало в Гватемале, было зафиксировано МОКом, и по факту составляет международные обязательства Российской Федерации. Когда Владимир Путин с трибуны сказал, что и снег он гарантирует, это тоже было незамедлительно включено в контракт. Так что решения о строительстве ряда объектов были приняты не потому, что они нужны городу, а в рамках принятых обязательств.

Вместе с тем при рассмотрении и анализе проектных предложений, мы отказывались от строительства объектов, без которых город может прожить и провести игры, оптимизировав таким образом затраты. Например, снизили стоимость строительства ведущей в Красную поляну дороги на 39 млрд руб., сделав ее на одну полосу меньше. Естественно, предварительно проведя расчеты и доказав МОКу, что этого достаточно. Железную дорогу на гору сделали не двупутной, а однопутной с двупутными вставками, чтобы поезда могли разъезжаться.

К слову, общий объем инвестиций в развитие города составляет 950 млрд руб., из которых непосредственно на строительство олимпийских объектов будет затрачено только 195 млрд. Что касается объектов, возведение которых не содержится в обязательствах перед МОКом, то здесь для нас принципиально важным было оценить, нужен ли Сочи тот или иной объект. Появление к 2014 г. трассы Формулы I, например, означает приток в город нескольких сотен тысяч человек ежегодно, причем не только на время проведения соревнований. Это отдельная, не связанная с Олимпиадой программа, инвесторы приходят на проект, видя свои выгоды, а не потому, что им кто-то приказал это сделать.

Возвращаясь к вашему вопросу, в целом за последние два года из программы развития города в части строительства было «вычищено» избыточных решений примерно на 140 млрд руб. Это были предложения и пожелания, далеко не все из которых, правда, требовало финансирование из федерального бюджета.

- Одной из особенностей олимпийской стройки стала программа сооружения уникальной транспортной системы: аэровокзала, морского порта, совмещенных автомобильной и железной дороги. Этот опыт будет использован в других регионах страны?

- Решая вопросы транспортной доступности в Сочи, мы рассматривали проблемы конкретного, очень специфичного города, общей протяженностью 145 км по автодороге. Поэтому создание самой инфраструктуры за образец взять нельзя, а впервые примененные на этом проекте технологии - можно. Они в большом количестве используются и отрабатываются при строительстве дублера Курортного проспекта и двух объектов совмещенной железной и автомобильной дороги.

В начале февраля в Сочи прошла Международная конференция тоннелестроителей, на которой обсуждался этот опыт. Его можно применять. Что касается решения транспортных вопросов как таковых, то для подготовки к Олимпиаде была создана Транспортная дирекция Олимпийских игр-2014, задачи которой - создание комплексной системы управления дорожным движением и его организация. На данный момент Дирекция ведет аналогичную работу в Казани, и продолжит ее по окончании Универсиады и Олимпиады в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Накапливаемый опыт по организации логистики будет полезен и для Москвы. Вопрос даже не в том, сколько у нас дорог, а в том, как по ним ездить.

- Президент России Дмитрий Медведев говорил о таких проблемах Сочи, как старый гостиничный фонд и чрезмерно дорогое жилье. Что сегодня сделано и делается для решения этой проблемы?

- По контракту Россия имеет четкие обязательства по количеству гостиниц, которые должны быть предоставлены на время проведения игр. В городе планируется построить около 26 тыс. новых номеров. Проблем с качеством здесь не будет. Еще около 20 тыс. номеров составляют уже существующий гостиничный фонд. Федеральный закон об организации и проведении игр № 310 установил серьезные нормы по сертификации гостиниц. Заниматься ею теперь будут непосредственно субъекты, а не Минспорттуризм, к тому же прохождение сертификации перестает быть добровольным и переходит в разряд обязательных процедур: с 2013 г. вступает в силу соответствующее положение закона.

Помимо этого, владелец каждой из гостиниц, администрация города и оргкомитет подписывают трехсторонний контракт, где оговариваются условия готовности гостиниц к приему туристов и определяется стоимость проживания на время игр.

- По какому принципу определяется стоимость проживания в гостинице?

- Госрегулирование цен на проживание оговорено в конкурсной заявке на проведение Олимпиады. Цена будет рассчитываться как умноженная на коэффициент инфляции стоимость проживания в 2007 г., на момент подачи заявки. Она будет существенно ниже, чем расценки на гостиничные номера на предыдущих играх, например, в Ванкувере или Лондоне.

- Государство вкладывает в Олимпиаду более половины средств общего бюджета, остальное – за коммерческими структурами. Понятно, что бизнесмены рассчитывают на прибыль, а намерено ли государство получить финансовую отдачу от олимпийской стройки?

- Государство финансирует в основном создание инфраструктуры и строительство части спортивных объектов. Обратите внимание, что «Олимпстрой» возводит только четыре объекта, остальные строят инвесторы. Что касается инженерной и транспортной инфраструктуры, было принято принципиальное решение о ее создании, даже если бы Россия не получила права проведения игр. Город в этом очень нуждается. Напрямую возвращать в бюджет деньги, продавая объекты, мы не будем, а косвенно ожидается увеличение роста налоговых поступлений в бюджет.

- Какая судьба ждет спортивные объекты после проведения игр?

- Вопросы олимпийского наследия закреплены за Министерством регионального развития РФ. Разработанная нами концепция дальнейшего использования олимпийских объектов уже получила одобрение Президента. Сейчас решается, кто будет правообладателем объектов после игр. Предполагается, что объекты «Олимпстроя» будут и в дальнейшем использоваться по прямому назначению и перейдут Минспорттуризму. Часть из них будет перепрофилирована или перевезена: например, шесть ледовых дворцов Сочи не нужны, и еще на этапе проектирования было принято решение сделать ряд спортивных сооружений сборно-разборными. Перевезти дешевле, чем построить заново, к тому же мы хотели сохранить бренд зимней Олимпиады 2014 г., как сохранили бренд летних игр 1980-го.

- По графику возведение основных спортивных объектов должно завершиться к 2012 г. Это значит, что в ближайшие два года объемы работ и средств, выделяемых на строительство, должны возрасти в несколько раз. Высказываются опасения, что отечественный строительный комплекс может не справиться. Что Вы думаете по этому поводу?

- В строительстве участвует немало иностранных компаний. Во время кризиса был принят ряд мер, чтобы загрузить в первую очередь отечественный стройкомплекс, однако конкурсы открытые, и иностранные компании не лишены права в них участвовать.
Сейчас завершены торги по большей части строительных объектов. Загрузку основных подрядчиков мы контролируем: если она не будет соответствовать их возможностям, мы вмешаемся.

- Крупные подрядчики олимпийской стройки отмечают нехватку нормативной базы, например, по использованию импортной техники, и задержки с финансированием, из-за которых они фактически сами кредитуют строительство. Каков Ваш взгляд на взаимоотношения подрядчиков и заказчиков?

- Отчасти подрядчики правы, но вместе с тем все почему-то забыли, что помимо госрегулирования ценообразования существует формирование сметы ресурсным методом. Мы получали запросы с просьбой подтвердить, правильно ли применяется расценка по оплате труда мойщика колес на пункте мойки на стройплощадке! Зарегулировать все настолько – это попытки найти объяснение, откуда были взяты те или иные расценки.

Нами ведется активная работа с «Олимпстроем», чтобы они формировали сметы по ресурсному методу. Есть и затратный метод формирования цены на основании подсчета затрат. Сегодня градостроительное законодательство таково, что подрядчик сам формирует цену, и должен объяснить ее не утвержденной расценкой Минрегиона, а своими собственными расчетами. Что касается взаимоотношений с подрядчиками, было принято принципиальное решение совместить графики строительства и финансирования.

То есть, сейчас все графики строительства должны быть сформированы в электронной программе в единой форме, с указанием процента строительной готовности объекта, а также объемов финансирования, людских ресурсов, машин и механизмов. Таким образом, в одном графике отражаются и связаны друг с другом план освоения капиталовложений, план финансирования и объемы строительства. Эти три показателя обычно существуют в отрыве друг от друга, мы же их собрали воедино.

Беседовали
Ксения ЛАКТИОНОВА, Станислав СТРЕМИДЛОВСКИЙ