Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

19.10.201710:23

Затягивание выдачи разрешений недопустимо

Затягивание выдачи разрешений недопустимо
25 Марта 2011, 00:00
Версия для печати

- Рачик Ашотович, снижение административного давления на застройщиков должно поспособствовать снижению цен на недвижимость. Что предлагает ФАС России по ликвидации административных барьеров в рамках антимонопольного регулирования в строительстве?
 
- Работа по ликвидации административных барьеров ведется рабочими группами, руководит которыми заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак. Наиболее важные инициативы в рамках этой работы были утверждены распоряжением Правительства.

Например, принято решение о том, что земельные участки под любое строительство будут распределяться исключительно на открытых аукционах. Раньше это касалось только жилищного строительства, участки под торговые центры, офисы предоставлялись «кулуарно», по так называемой процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Это архаичное, коррупционное мероприятие.

Существенным образом будет модифицирована и процедура самого аукциона. Вся информация будет публиковаться не в газете, которую никто не видел, а на запущенном ФАС официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru).

С 1 января 2011 г. на сайте уже размещаются сведения обо всех торгах по аренде любого государственного муниципального имущества. То есть скрыть факт проведения аукциона становится невозможно. Сами аукционы будут проводиться исключительно в электронной форме, также по универсальной процедуре, которая будет установлена антимонопольным законодательством. Соответствующие поправки уже согласованы между ведомствами и одобрены. Законопроект будет внесен в Думу, и мы рассчитываем, что его в этом году его примут.

Второй барьер, за снятие которого ратовала ФАС и решение по которому уже принято, – это упрощение, а затем и упразднение обязательности госэкспертизы. Если раньше негосударственная экспертиза не имела никакой юридической силы, сейчас ее результаты будут приравнены к результатам государственной. У строителей появляется выбор, ликвидируется монопольное «бутылочное горлышко». С 2013 г. планируется упразднить обязательность проведения экспертизы по несложным объектам. Одновременно будет введена прямая административная, гражданско-правовая и уголовная ответственности проектировщика. Безусловной экспертиза будет только для сложных объектов – стадионов, атомных станций и так далее.

- Одним из ключевых предложений ФАС является введение системы административного обжалования в строительстве. Что она будет собой представлять?

- По поручению Правительства мы провели мониторинг и выяснили, что инстанции, выдающие разного рода разрешения и согласования, требуют значительно больше документов, чем предписано, и нарушают указанные в Градостроительном кодексе сроки. Имеет место сплошное несоблюдение законодательства, поскольку нет работающих механизмов контроля. Мы предложили создать такой механизм, редакция законопроекта, который его вводит, согласована ФАС со всеми ведомствами и уже внесена на рассмотрение в Правительство.

После вступления поправок в силу, предприниматель, с которого потребовали лишнюю согласительную бумажку или затянули сроки рассмотрения документов, вправе пожаловаться в ФАС. В течение семи рабочих дней (срок не может быть продлен) мы рассмотрим жалобу и вынесем итоговое решение - предписание или наложим штраф на чиновников. Если такое нарушение будет допущено повторно, то штраф будет двойным, а на третий раз последует дисквалификация. Таким образом, будет снят блок разрешительно-согласительных барьеров. Также станет понятно, где допускаются злоупотребления правом издавать нормативные документы. То есть, если на региональном и местном уровнях управления создаются  правила, идущие вразрез с федеральным законодательством, ФАС будет возбуждать дела по таким нормативным актам и отменять их. В нашей стране предварительные согласования сейчас занимают несколько лет жизни, а время – деньги, тратить его бездарно нельзя.

- Федеральная антимонопольная служба является активным сторонником Федерального Закона №94, в адрес которого звучит немало обоснованной критики.

- Федеральный Закон №94 – это закон, регламентирующий лишь малую часть строительства. Есть ведь строительство не только за государственные, но и за частные средства. Скажем, иностранные инвесторы приходят в страну, хотят делать вложения в ее экономику, создавая рабочие места и стимулируя производство стройматериалов, приводят они с собой не только деньги, но и технологии, правила и принципы работы, и тут же увязают в процессе получения бесчисленных разрешений. Поэтому наша экономика и не развивается. Это намного более важный вопрос, чем отдельный узкий сектор бюджетных денег. Государство, будучи заказчиком строительства, в конечном итоге находит способы обойти эти барьеры – работает «телефонное право» и прочее. Для частных же инвесторов – это почти непреодолимое препятствие.

По поводу критики Федерального Закона №94: прислушайтесь, от кого она исходит. От тех накачанных бюджетными деньгами компаний, которые раньше работали без проблем, а сейчас вдруг им в спину начали дышать конкуренты. Жалуются на демпинг, говорят, что за такие маленькие суммы строить невозможно. Возможно. Когда нет преимуществ и поблажек, проектировщики начинают думать, как построить то, что нужно, с соблюдением всех требований к качеству, но за меньшие деньги и за более короткие сроки. Тут на сцену выходят новые технологии, в том числе и иностранных компаний, которые до этого и возможности не имели подать заявку. Вы знаете, что экономия бюджетных средств в этом году превысила 1 трлн руб.? Благодаря Федеральному Закону №94 страна узнала, что происходит в сфере госзакупок. Демократия работает вживую.
 
- В стоимости производства стройматериалов и возведения объектов весомую часть составляет оплата услуг государственных монополий. Застройщики, например, отмечают высокую стоимость подключения к сетям. В какой степени ФАС занимается решением этого вопроса?

- Вопросы стоимости подключения действительно требуют внимания, их решение включено в план мероприятий по снижению административных барьеров. Нужно регламентировать это так, чтобы естественные монополии не имели возможности предъявлять завышенные цены. У нас если кто-то хочет подключиться к сети, ему в нагрузку могут предложить, скажем, еще какие-нибудь трубы проложить для увеличения мощностей. Неправомерный механизм обременения работает сплошь и рядом. Введение новых мощностей должно быть включено в инвестиционную программу и заложено в тариф, а не так, что кого-то нагрузили, и у него взлетела цена, а «своим» мощности раздали по закону. Вопросы обременения и непрозрачности условий подключения решаются поправками в соответствующие постановления Правительства. ФАС уже внесла предложения по запрету любых обременений и введению штрафов за его нарушение. Если монополия завышает тарифы или требует денег за услуги, которые должны оказываться бесплатно, нами возбуждается дело и виновный привлекается к ответственности.

К тому же система формирования тарифов естественных монополий крайне убогая. Приходит компания к регулирующим органам, показывает свои расходы и ноет, что подорожало и то, и это, и тарифы нужно повысить. Почему-то у нас нет уверенности, что это нытье всегда обоснованное. Если при формировании тарифа исходят из расходов, они должны быть прозрачны. У нас же все крупнейшие монополии тратят деньги, как хотят. Захотел – купил у родственника в пять раз дороже, принес бумажку, повысили тарифы, и все граждане обязаны оплатить эту блажь. Мы не знаем, что и по какой цене покупают естественные монополии. Нет механизмов, которые позволяют быть уверенными, что они как-то оптимизируют свои затраты и эффективно используют средства. ФАС предложила для начала хотя бы публиковать эти расходы, и такой законопроект уже внесен. Закупки по ключевым позициям, влияющим на тарифы, тоже должны стать прозрачными. Почему бы не закупать, скажем, мазут на открытом аукционе? Что там, сложный мазут может попасться? Посмотрим, дойдут ли все эти инициативы до логического завершения; мы встречаем мощнейшее организованное противодействие заинтересованных лиц.

- Сейчас в России идет несколько масштабных строек: АТЭС во Владивостоке, Всемирная Летняя Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, Чемпионат Мира по футболу. Какие аспекты строительства этих объектов находятся под контролем вашего ведомства?

- Отдельно взятых программ для каждого проекта нет. Мы отслеживаем жалобы и реагируем на них оперативно, чтобы обеспечивать конкуренцию, не останавливая работу. Например, на олимпийской стройке мы отменили итоги торгов и потребовали их повторного проведения. В ряде случаев мы, рассматривая жалобы, выясняем, что организаторы действовали обоснованно. Специальных же каких-то механизмов нет, и их не должно быть. Если мы придумываем что-то хорошее, то внедряем это сразу по всей стране.

- Исторически сложилось так, что далеко не везде есть крупные домостроительные комбинаты, в отсутствие которых локальные производители стеновых материалов фактически диктуют застройщикам, что строить в регионе. Без ДСК невозможно вести массовое строительство, типовую застройку. Как, на Ваш взгляд, можно решить этот вопрос?

- Если в регионе есть спрос на жилье, найдутся те, кто захочет его строить. Если желающих мало – это вопрос к губернатору, почему в его регион трудно прийти компаниям, которые в соседних областях замечательно строят в схожих экономических условиях. Не пустить на рынок можно только административным ресурсом. Положим, есть в регионе один ДСК, он монополист и работает по завышенным ценам. На российском рынке есть мощные игроки, которые с удовольствием построят еще один ДСК рядом и будут продавать свою продукцию дешевле. Самая главная вещь, которую может сделать губернатор для развития региона – создать условия, чтобы туда приходили инвесторы не просто с деньгами, а с «умными» деньгами, то есть с технологиями, со своим бизнесом.

- Министерство регионального развития РФ совместно с ФАС и рядом других ведомств проводит реформу ценообразования в строительстве. Какова Ваша оценка этой деятельности?

- Пока рано что-либо оценивать, поскольку результатов, даже промежуточных, еще нет. Однако вектор направления реформы очень оптимистичен. В начале года мы внесли в Правительство предложения, согласованные с Минрегионом, Федеральным центром ценообразования в строительстве, Экспертным советом по ценообразованию в строительстве при Правительстве РФ. По результатам обсуждения, полагаю, в ближайшее время Минрегион, ФГУ ФЦЦС, ФАС и остальные коллеги, задействованные в этой работе, получат поручения разработать соответствующие нормативно-правовые акты. Пакет предложений предусматривает, в частности, отмену единичных сметных расценок и ряд других новшеств, которые облегчат жизнь строителям.

Беседовала Ксения ЛАКТИОНОВА